В настоящее время многие символы молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Поэтому часто происходит путаница: панки все чаще предпочитают носить черную одежду и длинные волосы, атрибутами могут выступать символы летучей мыши, которые свойственны только для субкультуры готов. Но, не смотря на смешение символики каждая субкультура это, прежде всего, индивидуальный манифест, вызов всему обществу.
Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в художественном творчестве.
В данной работе мы проанализировали символику молодежных субкультур. Можно сделать вывод, что символика составляет неотъемлемую часть имиджа молодежи. Имидж не только играет важную роль в образе жизни молодежной субкультуры, но и еще диктует свои правила и нормы как межличностного (внутригруппового) общения, так и является отличительными знаками социальных групп, благодаря которым одна субкультура распознает своих членов и узнает лиц, принадлежащих к другой субкультуре, что позволяет субкультурам не смешиваться и вести более или менее мирное сосуществование.
Главными сферами символизма в молодежных субкультурах выступают одежда и атрибутика. Основное семиотическое содержание внешнего вида субкультур базируется на следующих элементах: цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в молодежной субкультуре, а также являются одними из основных знаков отличия и знаков принадлежности к той или иной молодежной группе.
Особое внимание субкультуры уделяют символике цвета в своем внешнем виде. Многочисленные цвета и символический смысл для молодежной субкультуры являются своеобразным отражением многокрасочности мира, что, естественно, особенно выразительно демонстрирует внешний облик.
1. Щепанская Т.С. Символика молодежной субкультуры: опыт этногр. исследования Системы. / Т.С. Щепанская. - СПб, 1993.
2. Левикова С.И. Суммарные черты постмодерна. О готах, готике и больном российском обществе. / С.И. Левикова // Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. - с.155-165.
3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: 1998.
4. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: 1997. - с.352.
[1] Манхейм, К. Диагноз нашего времени./ К. Манхейм – М.: Юристъ, 2004. – 704 с.
[2] Колесова, Д. Панки, хой!.// Смена. – 2004. - №3, март.- с. 136.
[3]Aнх (aнк, aнкх) — египетский крест (Т-образная фигура, увенчанная сверху кольцом), символ жизни в Древнем Египте. Его форма может быть истолкована как восходящее солнце, как единство противоположностей, источник не иссекаемой жизненной силы. Он, кроме своего старинного значения, еще символизирует объединение мистики с философией в готике.
[4] Анкх - символ бессмертия. Египетский крест анкх, соединяющий в себе мужской и женский символы, олицетворяет единство обоих полов, союз Неба и Земли, жизнь, бессмертие, вечную жизнь, жизнь, которая придет, время, которое настанет, скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям. Предполагается также, что анкх символизирует Древо Жизни: овал - это вечность, а расширение креста в длину и ширину - непреодолимое пространство. Возможно, что он символизирует также солнце, поднимающееся над горизонтом.
[5] Глаз Ра —египетский символ, олицетворявший богиню солнца — Маат, связанную с культом Ра и носившую имена «дочь Ра» или «глаз Ра». Позднее стал рассматриваться как бог утреннего солнца, который, соединяясь с Атумом и Хепри — богами дневного и вечернего солнца — как правитель мира пересекает небесный океан в своей ладье, сопровождаемый богом мудрости Тотом и богиней истины дочерью Маат. Согласно «Текстам Пирамид», солнечный диск между рогами Хатор — богини-коровы, олицетворяющей само небо — это солнечный глаз.
[6] Черный или иссиня-черный. Цвет хаоса. На Западе черный ассоциируется с трауром и с мрачным аспектом колдовства, черной магии, черных искусств. Это цвет Кроноса (Сатурна). Его число 8. В алхимии означает отсутствие красок, растворение, первую стадию Великого Опыта, ферментацию, нечто зловещее, нисхождение в ад.
[7] Оникс – драгоценный камень, символ красноречия. Оникс цвета воронова крыла возбуждает у его обладателя страсть к обогащению, делает его энергичным и предприимчивым.
[8] Агат черный – символизирует храбрость, смелость, решительность, процветание; агат красный - духовная любовь к благу, здоровье, богатство, долголетие и мир.
[9] Гранат - символ преданности, лояльности, энергии, грации.
[10] Сестринское кольцо – это длинное кольцо, покрывающее поверхность всего фаланга (пальца), имеющее на конце острый коготь.
[11] Левикова С.И. Суммарные черты постмодерна. О готах, готике и больном российском обществе.// Общественные науки и современность. – 2006. – № 4. – с. 159.
[12] Граф Дракула – самый известный вампир во всем мире. Персонаж окутан мистикой и тайной, ведь у графа есть замок в Праге.