Оглавление
2. Символика молодежных субкультур в различных сферах. 4
2.3 Символика в одежде и цветовых предпочтениях. 4
Список использованной литературы.. 4
Современная цивилизация, рассматриваемая в совокупности множества стран и народов, переживает в наше время большие эволюционные и революционные изменения. Быстрота и глубина происходящих в разных странах и регионах социальных процессов далеко неодинакова. Не совпадают как начальные условия, так и последствия происходящих изменений. Общество и культура находятся на распутье, ищут новые исторические альтернативы – либо методом проб и ошибок, либо опираясь на теории социологов, психологов, педагогов и т.д.
Одними из интересных и сложных для исследования являются проблемы, связанные с явлением молодежных субкультур, с его влиянием на формирование личности, социализацию людей. Проблемы, связанные с молодёжной культурой сильно обострены; их потенциал может уже в ближайшие годы привести к опасной социальной катастрофе. Во многих странах не только так называемого «третьего мира», но и во вполне благополучных, развитых странах Европы. Особенно нужно обратить внимание на актуальность и значимость этих проблем для России в наше время. Можно отметить тот факт, что молодежные проблемы, в частности проблемы молодежных субкультур, находятся в взаимодействии с историко-философскими проблемами. По мнению К.Манхейма[1]: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции. В противоположность таким статичным, медленно изменяющимся обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью».
Выше сказанное, на мой взгляд, определяет актуальность выбранной темы.
В целом явление молодежных субкультур очень многогранно. В данной работе проанализирована лишь одна малая, но, на мой взгляд, очень важная, составляющая субкультур, а именно – символика. Таким образом, цель работы - это анализ символов, которые используют представители молодежных субкультур: описание их значения, выявление особенностей, сравнение символики различных субкультур.
Основным научным трудом, используемом в данном исследовании, стало этнографическое исследование Щепанской Т.С. "Символика молодежной субкультуры". Молодежная субкультура здесь анализируется как культурное сообщество, выявляются и описываются общекультурные закономерности и их проявления в функционировании и развитии конкретного культурного сообщества - хиппи. Щепанскую интересовало, каким образом символика сообщества организует его жизнь. В этом плане ее работа предоставляет уникальную информацию о процессах кодирования и символизации в культуре, их роли, значении, функциях, проявляющихся в жизни субкультурного сообщества.
Исследование проведено с целью выявления и осмысления символики молодежной субкультуры на современном этапе развития.
Объектом работы является молодежная субкультура, а также научные исследования, касающиеся различных проблем молодежной субкультуры, продукты художественного творчества, социологические данные.
Начнем с истории термина. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях ввел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ этого явления и понятия провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые нормы и ценности. Стиль молодежной субкультуры оказывается не просто внешним ее выражением; он бросает вызов существующему моральному порядку и господствующей идеологии.
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи». В современной отечественной науке под субкультурой понимается «часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры». Важной частью содержания субкультуры является момент отличия, непохожести, а также определенной самостоятельности и даже автономности.
Благодаря собственной субкультуре происходит, как говорят ученые, «социальная идентификация членов определенного сообщества». Иными словами, только через субкультуру молодой человек может дать себе ответ на вопрос: «Какой я?»— и ответ этот будет звучать так: «Я такой же, как мы». «Мы»— это представители одной субкультуры, будь то хиппи, панки, скинхеды, хакеры и т.д. Молодой человек определяет себя среди других как принимающего ту же парадигму, а благодаря этому, определяет свою позицию в обществе.
Принято разделять понятия «субкультура» и «молодежная субкультура». Считается, что молодежная субкультура — это культура, создаваемая молодыми людьми для самих себя, это культурная подсистема внутри официальной системы. Она определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Молодежная субкультура — это частный случай, одна из многочисленных субкультур в современном обществе. В основе молодежной субкультуры лежит особая система духовных ценностей. Молодежная субкультура – это особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно. Молодежная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и молодых. Какие цели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер. Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная субкультура – это, обычно, явление временное, это особая форма жизненного поиска.
В данной работе мы будем исследовать именно молодежные субкультуры. Так как субкультура создает собственную уникальную культуру, включающую особую систему ценностей, язык, манеру поведения, одежду и другие аспекты, то для нашей работы такая особенность субкультур представляет большой интерес, потому что символика является обязательной частью субкультуры.
Для каждой субкультуры характерен индивидуальный стиль, как в поведении, так и в одежде и атрибутике. Но нередко одни и те же символы принимают различные значения для разных молодежных групп.
Отсюда и различное отношение субкультур к одежде. Так, одежда панков - это максимальное выделение из общества, это протест (манифест), показатель своего отличия от всех остальных. Некоторые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом. Аксессуары: цепи и булавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами. Тем самым панки демонстрируют полное несоответствие нормам традиционного общества, ведь недаром панки в переводе с английского "punk"[2] - отбросы, грязь. В среде панков существуют негласные правила - это отказ от "чистоты" (в смысле гигиены), многие панки не чистят зубов, не умываются, считая это привилегиями аристократов.
Другое отношение к одежде демонстрирует субкультура готов. В субкультуре готов наиболее ярко выражается стремление выделить себя из толпы с помощью внешнего облика. Этот бессловесный протест носит сугубо эстетический характер: стиль одежды – протест против однообразия, символы - кельтские кресты на средневековых костюмах, черепа и кости, распятия, египетский знак анкх[3], восьмиконечные, шестиконечные звезды и, конечно, летучие мыши. Вместе с внешним обликом гот получает некоторые внешние особенности поведения. Чаще всего можно встретить: высокие шнурованные ботинки, сапоги или другую неформальную обувь, а из одежды - чёрный корсет, облегающие нарукавники и чёрная длинная юбка до пят (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда. Готы очень много внимания уделяют одежде, превращают ее в средство манифестации, идеализируют "вампирскую" "готическую" красоту, которая напоминает средневековых вампиров из романов и кинофильмов.
Помимо одежды одним из главных внешних признаков субкультур является прическа, формы которой в различных субкультурах также отличаются.
В субкультуре панков самой яркой деталью в облике, несомненно, является "ирокез" - распространенный вид прически в молодежных субкультурах. Эта прическа получила название от индейского племени ирокезов и представляет собой выбритую голову и "петушиный" (задиристый) гребень на макушке, как правило, окрашенный в какой-либо яркий цвет или даже разноцветный. Следовательно, в прическе панков можно уловить смысл, как названия этой субкультуры ("помойка"), так и стиля поведения - задиристый, вызывающий, даже агрессивный.