При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.
Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.
Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение “оценивающей и усваивающей мысли”.
Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.
3.Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов — дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные. Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения. Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами. В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей. В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал. Получили широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы — один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности. |
Если театр требует от зрителя сочувствия, сопереживания, то драматургия театрализованных представлений требует и содействия, активного вовлечения в то или иное действие. Это определяется агитационно-пропагандистским характером, как одной из основных черт драматургии театрализованных представлений.
Следовательно, сценарий театрализованного представления или празднества обязательно должен предусмотреть и способы выявления активности его зрителей и участников.
К методам активизации зрителей относятся прямые обращения к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление гражданских ритуалов, шествий и т. д.
4. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности драматургии театрализованных представлений, удачное освоение в сценарии местного, близкого людям публицистического и художественного материала создают возможность импровизации в подобного рода представлениях. Это в свою очередь будит инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения, как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой, участниками и исполнителями, вносит коррективы в ход самого представления.
Одной из форм импровизации является игровая форма, включение элементов игры в театрализованное представление.
Психологическая потребность в игре присуща людям всех возрастов. Участники массового действия без специальной подготовки включаются в игровую импровизацию, в те или иные церемониалы, отвечающие творческому замыслу сценариста.
Но использование игровой ситуации — дело очень тонкое, требующее от организаторов массового представления особого педагогического и художнического такта. В игровых эпизодах представления, особенно если оно рассчитано на участие взрослых, должна быть реальная основа — действие, уже происходившее когда-то или могущее произойти, близкое и интересное участникам театрализованного представления.
Что касается самих основ драматургии театрализованных представлений, ее теории, ее важнейших категорий, то они в свою очередь не могут быть выведенными, понятыми и изученными без знания основ теории драмы, имеющей многовековую историю и отразившей практику мирового театра всех видов и жанров
5. Театрализованное действо – это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства. Театрализованное действо – всегда продукт повседневности, жизненных реалий, необходимости их одухотворения и существования в иной эмоционально-образной форме.
Таким образом, театрализованное действо – это органическое сочетание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном материале, созданном путем преобразования этой реальности. Театрализованное действо явл-ся одной из составляющих духовной и худ-ой культуры как этноса, так и общества. «Театрализация» - явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, худ-ое творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. «Действо» - развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.
Особенности таетр-го действа:
1. В основе его сценария лежит документальный материал (документальный объект внимания сценариста)
2. Таетр-ое действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев, а создание психологии ситуаций, в кот-ых действуют и развиваются реальные силы.
3. Тетр-ое действо полифункционально и решает след-ие задачи: дидактическую (назидательную), информац-ую (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистичес-
кую (получение удовольствия) и коммуникативную.
4. Театр-ое действо, как правило, одноразово и сущ-ет как бы в единственном экземпляре.
5. Театр-ое действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.
Если театр-ое представление – это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сцен. площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителя, то праздник и обряд суть театр-ые действа, в кот-ых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего
Психолого-педагогические методы преподавания специальной дисциплины «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
1. Цели и задачи: - Раскрыть термин «театрализация», из чего состоит профессия режиссера театрализованных представлений.- Ознакомить с определениями: театрализация. Рассмотреть ее место в театрализованных представлениях. - Попробовать на практике применить полученный материал.- С помощью практических упражнений раскрыть определение театрализации.- Раскрыть проблему актуальности театрализованных праздниках (концертах). Возможно всем известных программ. День города, день учителя и т.д. – на этих праздниках высказать все плюсы, и минусы такого жанра как театрализация. Литература:Конович А.А. «Театрализованные праздники и обряды в СССР», 1990, Тихомиров «Беседы о реж-ре театр-ых представлений» 1977, Шароев Н.Г. «Реж-ра массовых театралз. Представлений» 1980, Жарков А.Д. «Организация культурно-просветительской работы», 1989,2. Изложение (+ задачи и цель):Дать определение понятиям: - метод, - режиссура театрализованных представлений (в сравнении с классической реж-ой), - театрализация, - научное понимание метода театрализации (педагогическое значение, воспитательное, способ худож-ой организации, эмоционально-художественная деятельность).Рассмотреть метод театрализации в: - концерте,- церемонии, - шествии, - конкурсной программе и .д.Более того, найти общее черты театрализации во всех видах и подвести итог. Предоставить видеоматериал какого-либо театрализованного представления и при просмотре особый акцент сделать на театрализацию. После этого – вопросы по изученной теме. 3. Заключительная часть. Подведение итогов по А.А. Коновичу – разработка театрализованного представления. Проговорить домашнее задание - посмотреть театрал-ое представ-ие и выявить какое значение выполнила в нем театрализация. Какие функции она в нем выполнила. Далее – ответ на возникшие вопросы у студентов.4. Практическое занятие: придумать театрализацию (тему, образ) к: - детскому новогоднему утреннику, - 9 мая на площади, - спартакиаде на стадионе, дню книг в парке и т.д. Составить план-сценарий: - к празднику с реальным героем, - детскому празднику, - молодежному и .д. Задание на составление эпизодов сценария при помощи разных видов монтажа.5. Вопросы для проверки: - определение режиссуры театрализ-ых представлений, - определение метода, - определение театрализации, - какое значение может иметь театрализация в представлении,- виды монтажа.