Введение
Россия – христианская страна с очень богатой культурой. Появилась возможность расширить познания в этой области, поэтому я выбрал столь интересную для меня тему.
У нас дома очень хорошая библиотека. Одна полка занята христианской литературой, но у меня никогда не было свободного времени, да и особого желания познакомиться с этими книгами. Родители дали мне начальное музыкальное образование , приучали читать книги и с детства внушали: « Каждый культурный человек должен изучать историю своей страны и своего народа».
Задание по работе над рефератом дало мне возможность познакомиться с темой культуры христианства, изучить ее глубже и стать более образованным человеком.
В своей работе я рассматриваю развитие культуры христианства в периоде от его возникновения (начало I века) вплоть до середины XX века. Наиболее ярко христианство в этот отрезок времени отражено в религиозной литературе, архитектуре, музыке, живописи. Эти ценности не потеряли своей актуальности, привлекательности, красоты и в наши дни.
В своем реферате я отражаю огромное влияние религии на развитие всех видов искусства, а следовательно, культуры и сравниваю культуру христианства с другими культурами и религиями мира – буддизмом и исламом.
Для меня, впрочем, как и для других патриотов России, очень важно, что возрождение России связано с культурой, поэтому равнодушных к этой теме не должно быть.
Тема эта обширная, литературы у меня много, но я ограничен рамками реферата и поэтому не смог отразить народной и светской культуры как этого заслуживает столь важная и объемлющая работа, но к самому важному я прикоснулся и от этого стал духовно богаче.
3
Гл. 1. Связь религии и культуры.
Христианство – одна из трех мировых религий ( наряду с буддизмом и исламом), названная по имени ее предполагаемого основателя – Христа. Христианство возникло в начале I века в Палестине, в IV веке стало господствующей религией Римской империи. Христианизация Древней Руси началась с 988 года – года крещения Руси.
В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, в его второе пришествие, которое должно состояться в будущем, в страшный суд, в небесное создание и установления царства божьего. Христианство родилось в античном мире в ту пору, когда эта первая европейская цивилизация практически исчерпала возможности для дальнейшего прогрессивного развития, когда глубокий духовный кризис охватил все слои общества от самых низов, подавленных и угнетенных рабов и жителей завоеванных окраин, до состоятельных и образованной верхушки. Сущность стремлений и надежд, которые возлагались на новую религию в античном мире, существенно отличалась у разных слоев: у измученных гнетом низов – надежды на скорое пришествие божественного спасителя – мессии, на скорую и по возможности близкую реальности перемену, включая избавление от страданий и угнетения, у более обеспеченных и привилегированных групп – на утешение и успокоение чисто духовного свойства. Характерно было всеобщее обращение за мистическим, иллюзорным утешением в условиях, когда общество изверилось в возможность реального переустройства.
Христианская культура – один из способов организации общества, в основе которого лежит христианское мировоззрение. Изучение истории религии основано во многом на изучении религиозных памятников и является убедительным примером связи религии и культуры. Проблема соотношения культуры и религии всегда вызывала большой интерес у мыслителей. Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно с культурой многие связывают возрождение России, а, в свою очередь, возрождение культуры – с религией. Под
4
религиозными памятниками мы подразумеваем прежде всего культовые памятники: памятники религиозного искусства (живописи, музыки), религиозной литературы, архитектуры, создатели которых преследовали культовые цели.
5
Глава 2. Литературно – письменные памятники.
История культуры сохранила немало письменных религиозных памятников, среди которых важнейшие Веды, Коран, Библия.
Веды ( «священное знание» с санкрита) – древнейший памятник индийской религиозной литературы, складывавшейся на протяжении многих веков
( конец II – начало I тысячелетия до н. э.).
Веды состоят из четырех сборников:
Ригведа – гимны мифологического и космологического содержания;
Самаведа – песнопения, повторяющие тексты Ригведы и дополняющие их ритуально – обрядовыми наставлениями;
Яджурведа – описание ведических ритуалов, правил, совершения жертвоприношений;
Атхарваведа – магические заклинания и формулы.
На их основе сложилась ведическая религиозная традиция, многие образы и философские концепции которой вошли впоследствии в такие религиозно- философские системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм.
Коран – ( чтение, декламация- араб.) – памятник арабо – мусульманской и мировой культуры. Согласно преданию составление и редактирование Корана начато под наблюдением первых арабских халифов с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде.
В Коране есть рассказы о происхождении и устройстве мира, сотворении человека; большое место занимают положения социально – правового характера.
Что касается христианской культуры, то здесь важнейшим памятником является Библия, созданная в I тысячелетии до н. э. Книга под названием « Библия » имеет подзаголовок « Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», который показывает, что это не единая книга, а собрание книг; их насчитывается 77 ( вместе с
неканоническими книгами Ветхого завета).
Ветхий Завет – первая часть Библии, рассматриваемая иудаизмом и христианством как Священное Писание, – содержит 39 книг, признаваемых
6
каноническими. Кроме того, в Ветхом Завете имеется еще 11 книг, не признанные каноническими. Новый Завет – это часть Библии, почитается в качестве священного писания христианами. Название связано с учением о Новом договоре (древнерусское «завет» – договор) Бога с людьми через Иисуса Христа, состоит из 27 книг: Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов, 21 Послание апостолов, Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис.
Содержание текста Библии многообразно и весьма разнородно. Отдельные ее части были написаны в разное время, они появлялись постепенно на протяжении целого тысячелетия. Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке, а первоначальный текст Нового Завета – на древнегреческом.
Библия, как и другие религиозные памятники, по – разному оценивается людьми: одни считают их священными, другие полагают, что это лишь замечательные культурно – исторические памятники, созданные людьми в определенных исторических условиях. В любом случае следует признать, что они сложны, многоаспектны, в них содержится огромнейший познавательный материал.
7
Глава 3. Архитектура.
Кроме литературно – письменных, мировые религии располагают и другими памятниками: культовые здания ( храмы, церкви, монастыри, мечети), живопись ( иконы, фрески, миниатюры), музыка, праздники, обряды и т.д.
Многие религиозные памятники одновременно являются достижениями мировой культуры. В их создании участвовали гениальные архитекторы, художники, иконописцы, композиторы. Тем самым религия оказала огромное влияние на развитие всех видов искусства, а, следовательно, культуры вообще.
На всем протяжении исторического развития человечества создано огромное количество разнообразных типов сооружений, являющихся архитектурным наследием различных эпох и народов. В феодальном обществе церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя, и в эпоху Средневековья огромное значение имели культовые здания, церкви, соборы, аббатства – в Западной Европе, мечети, минареты – в странах мусульманского Востока.
Важный этап в развитии архитектуры – зодчество Византии, в столице которой, в Константинополе, создавались грандиозные сооружении: храмы, дворцы в целях укрепления нового государства и прославления государственного культа. Зодчие Византии создали самобытный стиль в архитектуре, особенно в церковных сооружениях, крупнейшим из которых был храм Софии в Константинополе.
В странах феодального Ближнего Востока, а также в Испании, находившихся в зоне арабской экспансии, сложились своеобразные типы культовых сооружений, отражающих черты национальной культуры и мусульманского культа – мечети, мавзолеи, караван – сараи. Интереснейшим памятником такой архитектуры является мавританская мечеть в Кордове ( Испания).
Своеобразные архитектурные типы буддийских и брахманских культовых зданий были созданы в Индии: хранилище реликвий – ступа, пещерные и надземные храмы – чайшья, монастыри – вихара, высокие башнеобразные храмы – шикхара и вимана.
Из культовых памятников романского стиля во Франции известны собор в аббатстве
8
Клюни, церковь Святого Стефана в Канне, церковь Сен – Сернень в Тулузе. Наиболее значительные памятники романской архитектуры в Италии собор в Пизе, церковь Сан – Миниато во Флоренции.
Выдающимися памятниками церковной готической архитектуры являются созданные в XII – XIX в. соборы Нотр – Дам и Сен – Шапель в Париже, церковь аббатства Сен – Дени и др. В эту эпоху ведущим был готический стиль не только во Франции, но и в других странах. Так в Германии это соборы в Кельне, Ульме; в Англии – собор в Линкольне, в Италии – собор в Милане. В каждой из этих стран готика имела национальные отличия.
Мировое значение имела итальянская культовая архитектура. В эпоху Раннего Возрождения архитектура порывает с образами и формами готики.
Ф. Брунеллески собор Санта – Мария дель Фьоре во Флоренции увенчан куполом. Все его творчество ( церкви Сан – Лоренцо, Сан – Спирито, капелла Пацци и др.) отличаются ясными и жизнерадостными образами. Крупнейшим архитектором Высокого Возрождения ( первая половина XVI в.) был Д. Браманте, построивший в Риме небольшой храм Темпьето и дворцы Ватикана. Им был создан и проект грандиозного собора Святого Петра (Рим). Его преемниками были Рафаэль и Микеланджело, продолживший строительство собора Святого Петра. При Микеланджело собор был возведен до купола, завершили строительство позже по его чертежам.