Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины"
Контрольная работа по культурологии:
Развитие европейской культуры в средневековье
Выполнил:
студент заочного факультета
физической культуры и спорта
со специальностью
«Дошкольное физическое воспитание»
группы ДФВ – 34
Евстигнеев Евгений Юрьевич,
проживающий по адресу:
246000 г. Гомель, ул. Амурская 14/47
Гомель
2009
Содержание
1. Средневековая культура как синтез античных и варварских начал
2. Христианство как фактор социокультурной интеграции
3. Ценностный перелом рубежа XII – XIII вв. Возникновение светской городской культуры
4. Средневековое искусство
Средневековье – важный этап развития европейской культуры. В эту эпоху были заложены основы современной политической карты Европы, было сделано множество открытий и изобретений, которые нередко используются нами и сейчас, сформировались обычаи и традиции европейских народов. Изучение культуры этого периода позволит нам лучше понимать многие стороны жизни современной Европы, по-новому взглянуть на некоторые привычные для нас вещи.
Средневековая культура как синтез античных и варварских начал
За нижнюю границу средневековья традиционно принимают 476 год н.э., когда прекратила свое существование Западная Римская империя. Завершением же развития средневековой культуры следует считать рубеж XIII-XIV вв. – начало европейского Возрождения. Такой способ датировки предложили итальянские ученые-гуманисты. Ими же предложен и термин «средние века» – так они назвали период между античностью и Возрождением, причем средневековье виделось им временем всеобщего мракобесия и культурного упадка, который некоторые из них связывали с господством церковно-схоластического мировоззрения. Позднее исследователи несколько изменили представление о сущности этого времени. Средневековье перестало восприниматься только как время регресса, ученые стали указывать и на положительные черты этой эпохи, в частности, на то, что в это время продолжала развиваться наука, пусть и была она теперь ограничена рамками монастырей; развивалась архитектура, что нашло выражение в сооружении новых, невиданных ранее ни по размеру, ни по оформлению зданий, пусть и они были в значительном большинстве культовыми. Была пересмотрена и роль самой церкви в развитии культуры.
Мнение о регрессивном характере средневековой культуры возникло не на пустом месте. Как известно, в 476 году Западная Римская империя, расшатанная внутренними смутами и внешними вторжениями, прекратила свое существование. На смену римскому владычеству в Западной Европе приходит господство разрушителей Римской империи, которых еще с античных времен традиционно называют варварами. Свой современный смысл это слово приобрело позднее, а изначально варварами римляне называли людей, языка которых они не понимали. Тем не менее свой негативный оттенок и значение это слово приобрело неслучайно. Действительно, культура варварских народов, разрушивших Римскую империю, была более простой, примитивной, нежели римская культура. Кроме того, варварские вторжения на территорию Империи, захват ими городов, как правило, приобретали характер разорения. Достаточно вспомнить знаменитое разграбление Рима вандалами (это слово, также сейчас имеющее негативный оттенок, в то время было просто названием одного из германских народов).
Но действительно ли можно говорить о смерти античной культуры, исчезновении с падением Рима всего, что было достигнуто в эпоху античности?
Действительно, в V-VI вв. положение примерно так и складывалось. Варвары, поселившиеся на территории бывших западных римских провинций, как правило, мало интересовались наследием римской цивилизации. Их запросы были весьма примитивны. Даже простой взгляд на их быт и отношения создает впечатление упадка и регресса. Подавляющее большинство варваров были неграмотны, их жильем были примитивные хижины, средствами передвижения – простые повозки, и т.п., причем, что характерно, быт знати мало чем отличался от быта простолюдинов. Большая часть мастеров, ученых и просто образованных людей погибла в варварских междоусобицах, сгинула в плену или сочла за лучшее бежать на восток, где еще оставалась более-менее сильная государственная власть в рамках Византийской империи.
И все же и в это время уже набирали силу ростки новой культуры, которая дала столь обильные плоды на рубеже I-II тысячелетия. Варвары, сколь бы грубы они ни были, всегда помнили о прошлом блеске великого Рима, на развалинах которого они строили свои государства. К тому же у всех варварских королей на виду был пример еще существовавшей Восточной Римской империи – Византии, которая как раз в это время переживала полосу подъема, связанного с именем Юстиниана Великого. Пример великих государей античности с самого начала вдохновлял новых владык Западной Европы, заставлял их хоть в какой-то мере стараться походить на некогда великих императоров Рима. Это в итоге нашло свое отражение в попытках возродить имперские традиции во Франкском королевстве времен Карла Великого и его преемников, получивших от римского папы императорский титул; с именем Карла Великого также связывают т.наз. «Каролингское Возрождение» к. VIII – н. IX в., когда наступил первый после падения Рима значительный всплеск во всех областях культуры.
Христианство как фактор социокультурной интеграции
В условиях развала Римской империи, непрекращающихся набегов «варваров», восстаний рабов в бывших имперских провинциях, главной, а нередко и единственной реальной силой в Западной Европе стала католическая церковь. В эпоху средних веков католическая церковь вступила значительно усилившейся, с полностью оформившейся иерархической структурой, которую возглавлял римский епископ, или папа. О влиянии римской церкви и ее главы можно судить по словам английского философа Томаса Гоббса, который писал, что римское папство представляло собой «не что иное, как привидение умершей Римской империи, сидящее в короне на ее гробу», т.е. римско-католическая церковь в эпоху средневековья приобрела огромное влияние, сходное с влиянием некогда великой Римской империи.
В структуре католической церкви большую роль играли монастыри. Они начали возникать еще во времена существования Западной Римской империи, а после ее падения распространились по всей Европе, пользуясь поддержкой светских и духовных властей. Со временем многие монастыри усиливались, приобретали большие земельные владения и начинали оказывать заметное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на развитие культуры. Обусловлено это влияние было множеством причин.
Прежде всего, в монастыри уходили часто самые образованные люди своего времени. Поскольку одной из главных целей монахов было изучение священных текстов, то практически все они были грамотными, знали латынь, т.к. латынь была официальным языком католической церкви. При этом уровень грамотности светских слоев населения, в том числе и высших, был очень низким. При монастырях существовали библиотеки, часто очень обширные, а также школы, где обучали монахов, а иногда и мирян. При монастырских библиотеках, как правило, были скриптории – мастерские по переписыванию книг. Благодаря монастырским переписчикам до нас дошли многие произведения античных авторов, таких, как Платон, Аристотель, Цицерон, и многих других.
Представления о мире в раннем средневековье были большей частью фантастическими. Сравнительно хорошо были известны только Средиземноморье и европейское побережье Атлантического океана, а также в большей или меньшей степени Балтика и Скандинавия. Знания о мире, накопленные античными путешественниками (а ведь они в свое время совершали даже морские путешествия вокруг Африки) были частью забыты, частью утрачены. Да и в условиях развала Римской империи и последовавших за ним веков элементарной борьбы за существование люди не особенно интересовались дальними странами и обычно довольствовались той картиной мира, которая вырисовывалась со слов священников и монахов, а они в свою очередь черпали информацию из священных текстов.
В таком же плачевном состоянии находилась и наука раннесредневековой Западной Европы. Прошло много времени, прежде чем на базе монастырей стали возникать школы, дававшие более-менее основательное образование. За пределами же монастырей грамотных людей было очень мало. Даже среди дворян, не говоря уже о крестьянах, грамотность была ужасающе низкой. Сами короли, как правило, были неграмотны, и в качестве подписи использовали табличку, на которой было вырезано их имя (есть даже версия, что именно из этого явления вырос обычай скреплять документы личной печатью). Наиболее образованными людьми Западной Европы в то время были бывшие римляне, обычно монахи, которые после развала империи оказались на службе у папы или у варварских королей. Из них можно выделить таких деятелей, как Боэций и Кассиодор.
Боэций (ок. 480-524) состоял на службе у остготского короля Теодориха, занимал высокие посты, впоследствии попал в опалу и после заключения казнен. К числу его заслуг относится создание учебников по различным отраслям знания, по которым позднее учились в школах и университетах, латинский перевод и комментарии к античным философам Аристотелю и Порфирию. В сокровищницу мировой литературы вошло его произведение «Утешение философией», созданное в заключении. Этим трудом впоследствии восхищались такие великие люди, как поэт Данте и писатель-гуманист Томас Мор.