Женщина никуда не бежит. Она в ожидании. Женщина стоит там, не спасаясь от воды, ибо никаких активных действий не предпринимает. Она либо окончательно отчаялась, либо душою уверовала в такое спасение от мук заключения посредством окончания физической жизни. Ее тело среагировало само, подчиняясь инстинкту самосохранения она забралась на возвышение. Зато в лице ее можно увидеть смирение с грядущей неизбежностью, что отражает ее внутреннюю готовность к плотской смерти.Вывод:
Все персонажи двойственны и вовлечены в противоборство: свет-вода (жизнь-смерть), вода затопляет столик, но таинство уже совершено, женщина душою уже готова избавить себя от мук заключения, но ее физическая оболочка все еще борется за жизнь, даже на уровне инстинкта.
Картина представляет нам некую сцену спасения живых существ от наступающей смерти и дает некоторые намеки на возможность свершения этого спасения, но пока до конца не ясно, свершится ли оно.
Метод «Аналогия»
Аналогия (греч. Соответствие, сходство) – это обнаружение подобия (соответствия, сходства) между изображенными на картине предметами и предметами реальности, в целом, весьма отличными друг от друга.
Метод позволяющий соотнести изображенное с реальным, дабы понять зачем это изображено. Такое обнаружение подобия между персонажами картины и реальными предметами (понятиями) позволяет по-новому взглянуть на персонажей и понять их более глубоким образом, нежели до этого.
Аналогия №1 . Свет и вода аналоги таких понятий, как жизнь и смерть. Жизнь и смерть взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. Жизнь и смерть, по сути, единое понятие, всего лишь показывающее стадии развития одного и того же, бытия, сущности. За жизнью следует смерть, она в свою очередь дает возможность появиться новой жизни. Так же свет и вода в это картине. В пространстве окна их нельзя разделить вообще, они – единое целое, рождают один другого. В пространстве заточения они разделяются, чтобы к одному (свету) тянулись все живые существа, а от другого (воды) он бежали (это подобно жизни и смерти, ибо смерти все страшатся и избегают ее, а жизнь пытаются сохранить и продлить).
Аналогия №2 Столик, который совместно со своей тенью на поверхности воды являются аналогом алтаря. Столик подобно алтарю имеет трехчастную структуру, в верхней части представлены «дары» (жертвоприношение на жертвеннике), на данный «алтарь» падает свет, что позволяет ему быть принятым Божественным светом.
Аналогия №3 Если обращаться к «дарам» на жертвеннике, то на нем выделяется аналог Плоти и Крови Христовой – хлеб и чаша. Во-первых, сам хлеб являет собой аналог Плоти; во-вторых, он надломлен, что свидетельствует о какой-то жертве; в-третьих, сам факт того, что он приносится в жертву и лежит на «алтаре». Аналог Крови Христовой выстраивается с помощью подобной логики.
Аналогия№4 Женщина представлена стоящей на овчине, что в свою очередь может выступать аналогом Агнца, но это следует даже из символики изображения Агнца, что тоже указывает на жертву.
Итак, представленные аналогии указывают на жертвенность момента, т.е. чтобы получить Спасение надо чем-то пожертвовать. Кроме того, представление сообщает нам о пути к Спасению – только приняв Христа, через причащение можно спастись
Аналогия №5 Женщина, как женственное, нежное, чистое создание, аналог изначально чистой, нежной человеческой души.
Аналогия №6
Но женщину можно рассмотреть, как отдельно от всего, так и совместно с ее тенью. Женщина представлена в мертвой неподвижности, тень же напротив – энергично исходит от нее. Но границы между женщиной и ее тенью не видно, видно лишь, что умирающая женщина дает жизнь своей тени, будто ее душа уходит в эту тень, будто ее душа и есть эта тень. Именно подобное отношение тела и души в человеке имеет место быть по очень многим представлениям.
Аналогия №7 Стены помещения заточения являются аналогом человеческого тела, жалкой храмины, где заключена нежная и чистая душа. Аналогия подтверждается: во-первых, здание, как таковое, во все века понималось как символ тела человеческого (это так же как экстерьер храма выступает аналогом тела человеческого). Во-вторых, данное пространство, если его умозрительно достроить является кубом – что в свою очередь знак земного и тельного. В-третьих, стены помещения покрывают (в какой-то мере и защищает) его «внутренности» от внешнего мира.
Вывод: через понятия жизни и смерти, далее через алтарь, жертвоприношение и персонажа отдающего себя в жертву мы приходим к идее спасения души и видим момент этого спасения, перехода.
Метод «идеализация»
Идеализация – это мысленное включение изображенного в картине в процессы, которые бы могли предшествовать живописному представлению и могло бы последовать после него с целью более точного изучения представлению
«Идеализация» - абстрагирование о представленном, с целью достраивания изображенных на картине мгновений до процессов которые предшествовали изображенному событию и более глубокое понимания происходящего.
Придание представленному мгновению процессуальной длительности, наделение его качеством жизненной продолжительности. Метод позволяющий достроить элементы действия, изображенного в произведении
Мы видим, что помещение, где находится женщина, использовалось в качестве места заключения не в первый раз. Стены обшарпаны, местами видна кирпичная кладка. Но мы также видим, что женщина находится в заточении не вечно, что еще совсем недавно она ходила в своем богатом платье совсем в других интерьерах, подобающих ее статусу, ибо платье ее хотя и порвано местами, но сохраняет прежний лоск.
По виду помещения (решетка на окне, ободранные стены, арестантская утварь, запустение, мрак и сырость) можно заключить, что это каземат, камера. И не трудно представить, что было с этим помещением до изображенного момента времени – оно выполняло свою прямую функцию, в нем содержали преступников. Оно будет и дальше выполнять свою функцию.
«Знатная женщина». Она до сего момента явно «вращалась» в «высшем свете» - о чем может говорить как ее вид (платье богатой и знатной женщины), так и знания о том, кем являлся исторический персонаж – княжна Тараканова.
Однако мы видим, что для женщины все вот-вот закончится. Она ждет смерти, как неизбежности. Еще произведение представляет человека, который в прошлом совершил проступок, преступление, другими словами согрешил перед людьми или Богом (об этом свидетельствует ее настоящее положение, ибо если б она ничего противозаконного не совершила, то не попала бы в такое положение). А раз она совершила проступок, то для прощения ей надо заплатить муками за это, то есть необходимо пострадать, что она в представленном моменте и делает.
Произведение раскрывается перед нами в новом свете: оно не оставляет нам сомнений по поводудальнейшей судьбы женщины: она вот-вот умрет, но через свои страдания и мучения она заслужит прощенья и избавления от окружающей ее гнетущей обстановки.
Метод «экстраполяция»
Экстраполяция – это перенос информации об изображенном событии на иные предметные области с целью получения дополнительных знаний, как об элементах художественного представления, так и о представлении в целом.
Суть данного метода состоит в том, чтобы корректно соотнести и даже перенести изображенное в произведении на историческую, мифологическую, религиозную и пр. обстановку. Это делается с той целью, чтобы более шире раскрыть изображение. Этот метод нацелен на обращение совсем к другим областям знания, которые лежат за пределами произведения.
Здесь можно экстраполировать изображенное на христианское учение. По этому учению спасение обретается через принятие жертвы Христа (не даром женщина стоит на овчине – Агнце, а хлеб и чаша (Его Плоть и Кровь) находятся рядом на столике).
Так же, можно обратить к легенде о «Княжне Таракановой». Которая, в вкратце, рассказывает нам о том, что существовали и настоящая княжна, которая не показывалась в «высший свет» до 40 лет, а потом и вовсе была пострижена в монахини и умерла в монастыре; и авантюристка (в данном случае стоит обращаться к самой известной из 30), которая путешествовала по Европе и представлялась настоящей княжной, а после была выманена в Россию и арестована, ее посадили в палаты, но главное, что она до последних своих дней не созналась в том, что она не княжна, да и сама в это верила.
Экстраполяция на христианское учение позволяет утверждать, что спасение возможно только путем принятия Жертвы Умилостивления за грехи наши, только благодаря этому можно получить прощение от Бога. Но не только о Христе кА о жертве идет речь. В Библии постоянно подчеркивается незначительность, бренность, несовершенство плоти и провозглашается призыв к жертвованию своим бренным телом ради Христа, Веры, Церкви, друзей и т.п. Другими словами идет поощрение жертвы тела ради спасения души. Таким образом, произведение являет еще пожертвование женщиной своего тела ради свершения спасения.
Метод интерпретация
Интерпретация – это раскрытие значения, как отдельных художественных знаков картины, так и знаковых совокупностей
Интерпретация есть обобщение разъяснение и истолкование результатов, полученных с помощью таких метондов как наблюдение, измерение, формализация, анализ, аналогия, идеализация, экстраполяция.
Разъяснение исходных положений какой-либо формальной системы с помощью содержательной системы, исходные положения которой определяются независимо от формальной системы. Другими словами это поиск соответствия между формальными утверждениями и некоторыми содержательными утверждениями. Метод, который собирает в себе знания полученные с помощью др методов и объясняет их.