Смекни!
smekni.com

Первобытная культура как исторический тип (стр. 4 из 4)


Заключение

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры.

Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

- каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);

- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

- железный век (1 тыс. до н. э.).

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.)

Антропологический – подход к изучению первобытной культуры. Содержание данной науки (антропологии) состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

Миф - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В истории культуры миф, был первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде.

Изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Понятие "первобытная культура" отражает длительный и противоречивый период становления и развития человечества. Под первобытной культуройпринято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.

Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

– каменная скульптура;

– наскальная живопись;

– глиняная посуда.

Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью. На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80 – 50 тыс. лет назад.

Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

- тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

- анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

- фетишизм (франц. fetiche - амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

- магия (греч. mageia - волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).


ЛИТЕРАТУРА

1. Кравченко А. И., Культурология Учебное пособие для вузов – 4-е изд – М.: Академический Проект, Трикста, 2003 – 496 с

2. Лапина С.В., Культурология: учебное пособие для вузов/ С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2006.-496 с.

3. Радугин А.А., Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.

4. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под. ред. проф. А.Н. Марковой.– 3-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.– 319 с.

5. Самохвалова В.И., Культурология: краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2002. – 269 с.


Тесты

Теория и история культуры

1. Предмет теории и истории культуры - это:

a. культура как универсальная системная целостность,

b. культура определенной исторической эпохи,

c. культура отдельной личности.

Ответ:

a. культура как универсальная системная целостность

2. В структуру теории и истории культуры входят (укажите все верные варианты):

a. философия культуры,

b. история культуры,

c. культура Возрождения,

d. социология культуры,

e. культурная антропология,

f. сравнительный анализ культур,

g. теория культуры.

Ответ:

a. философия культуры,

b. история культуры,

d. социология культуры,

g. теория культуры.

3. Термин «культура» появился:

a. В Древней Греции,

b. в Древнем Риме,

c. в эпоху эллинизма.

Ответ:

b. в Древнем Риме

4. В средневековом понимании культуры преобладает:

a. космоцентризм,

b. теоцентризм,

c. антропоцентризм,

d. технократизм,

e. гуманизм.

Ответ:

b. теоцентризм,

5. В эпоху Просвещения возникают следующие подходы в понимании культуры (укажите все верные варианты):

a. диалектический,

b. натуралистический,

c. рационалистический,

d. стихийный.

Ответ:

c. рационалистический,

6. Иррациональное понимание культуры развивали (укажите все верные варианты):

a. Шопенгауэр,

b. Энгельс,

c. Ницше,

d. Гегель,

e. Данилевский,

f. Гурджиев.

Ответ:

a. Шопенгауэр,

c. Ницше,

7. Какие характеристики свойственны «дионисийскому » началу культуры в концепции Ницше (укажите все верные варианты):

a. темное,

b. индивидуалистическое,

c. трагедийное,

d. гармоническое,

e. единство человека и природы,

f. неумеренность.

Ответ:

a. темное,

c. трагедийное,

f. неумеренность.

8. Критика культуры как репрессивного начала содержится в концепциях (укажите все верные варианты):

a. Фрейда,

b. Ясперса,

c. Хейзинги,

d. Маркса,

e. Делеза.

Ответ:

a. Фрейда,

9. Ценностный аспект культуры отражен в функции:

a. регулятивной,

b. информационной,

c. эстетической,

d. аксиологической.

Ответ:

d. аксиологической.

10. Расположите культурные нормы по мере увеличения жесткости требований:

a. религиозные заповеди,

b. нравственные нормы,

c. «Уголовный кодекс»,

d. этикет,

e. табу.

Ответ:

c. «Уголовный кодекс»,

b. нравственные нормы,

a. религиозные заповеди,

d. этикет,

e. табу.

11. Язык как средство социокультурной коммуникации относится к способам передачи информации:

a. рефлексивным,

b. нерефлексивным,

c. общепринятым.

Ответ:

c. общепринятым.

12. Какие виды языков относятся к искусственным:

a. язык жестов,

b. русский,

c. английский,

d. C++,

e. эсперанто.

Ответ: d. C++,

e. эсперанто.

13. Циклическую модель развития культуры предложили (укажите все верные варианты):

a. Ясперс К.,

b. Бердяев Н.А.,

c. Леви-Строс К.,

d. Шпенглер О.,

e. Данилевский Н.,

f. Вебер М.

Ответ:

d. Шпенглер О.,

e. Данилевский Н.,

14. Понятие «культурного прогресса» совпадает:

a. с прогрессом техники,

b. с прогрессом науки,

c. духовно-нравственным развитием,

d. общественным прогрессом.

Ответ:

d. общественным прогрессом.

15. Какие типы культур относятся к этнонациональным (укажите все правильные ответы):

a. религиозная,

b. русская,

c. мировая,

d. субрегиональная,

e. национальная,

f. белорусская.

Ответ:

b. русская,

f. белорусская.

16. Молодежная культура относится к:

a. субкультуре,

b. контркультуре,

c. массовой культуре,

d. инновационной культуре.

Ответ:

a. субкультуре.

17. Распределите культуры по принадлежности:

1) доминирующие культуры

2) субкультуры

a. русская,

b. цыганская,

c. студенческая,

d. христианская,

e. тюремная,

f. буддистская,

g. исламская.

Ответ:

1) доминирующие культуры: a. русская,

d. христианская,

f. буддистская,

g. исламская.

2) субкультуры: b. цыганская,

c. студенческая,

e. тюремная,

f. буддистская,

g. исламская

18. Основу выделения исторических типов культур в учении П.А.Сорокина составляет принцип:

a. религиозный,

b. аксиологический,

c. нормативно-регулятивный,

d. креативный.

Ответ:

b. аксиологический,


Тестовые задания по теме контрольной работы:

«Первобытная культура как исторический тип»

22. С точки зрения археологического подхода, в первобытной культуре можно выделить этапы:

a. палеолит,

b. дикость,

c. неолит,

d. варварство,

e. цивилизация,

f. мезолит.

Ответ: a. палеолит,

c. неолит,

f. мезолит.

23. Выберите черты, характерные для первобытного сознания:

a. традиционализм,

b. символизм,

c. конкретность,

d. рационализм,

e. синкретизм,

f. абстрактность.

Ответ: a. традиционализм,

b. символизм,

e. синкретизм.

24. Миф присутствует (укажите все верные варианты):

a. в формальной логике,

b. политической культуре,

c. науке,

d. втором законе Ньютона,

e. религии.

Ответ: e. религии.

25. Найдите соответствия следующим понятиям:

Анимизм, упорядоченная система действий, имеющих сакральный смысл

Ритуал, форма познания и объяснения действительности с помощью чувственно-наглядных образов

Космос, бесконечное мировое пространство, выступающее как порождающее начало

Хаос, упорядоченное существование мира

Миф, одушевление фрагментов космоса

Ответ:

Анимизм – одушевление фрагментов космоса

Ритуал – упорядоченная система действий, имеющих сакральный смысл

Космос – упорядоченное существование мира

Хаос – бесконечное мировое пространство, выступающее как порождающее начало

Миф – форма познания и объяснения действительности с помощью чувственно-наглядных образов