Смекни!
smekni.com

Основные этапы развития средневекового искусства (стр. 2 из 6)

Готический стиль поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Благодаря своей архитектуре с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Характерная особенность готической архитектуры — арка стрельчатой формы, определяющая во многом внутренний и внешний облик зданий. Новая конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов и, благодаря большим окнам, отличной освещенности. Колонны, поддерживающие теперь своды, стали тонкими и собранными в пучки. Собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и

архитектурных форм, что свидетельствует о нарастании готических тенденций. Первыми проявлениями готического стиля в немецкой скульптуре были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора в Саксонии. Поздняя немецкая готика породила блестящие образцы зальных церквей (например, Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце) и дворцовых залов со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись.

Крупные готические постройки возникли в Австрии и Швейцарии. Славу нидерландской готике принесли великолепные башни соборов в Антверпене и гражданские постройки, декор которых фантастически сложен и богат.

В Англии предпосылки для готики возникли рано, но развитие её было замедленным и длительным. За менее чем пятьдесят лет возник своеобразный вариант готического стиля, известный как раннеанглийский, лучшим образцом которого является собор в Солсбери. При первом же взгляде видно, насколько его внешний вид отличается от французских соборов, и насколько трудно оценивать его с точки зрения стандартов французской готики. Компактность и преобладание вертикалей исчезли. Здание выглядит приземистым и растянутым, оно словно расползается во все стороны. Хоры Глостерского собора являются выдающимся образцом английской поздней готики, называемой также перпендикулярной. Это название ей, безусловно, подходит, поскольку теперь в ней преобладает вертикальная составляющая, явно отсутствующая в ранней английской готике. В этом отношении перпендикулярная готика значительно ближе французским образцам, но вместе с тем в ней столько типично английских особенностей, что за пределами Англии она явно воспринималась бы как нечто неуместное.

В Испании городские соборы велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна. Своеобразна готика Италии, где в 13—14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип. Даже храмам с готическими сводами присущи статичность масс и ясная обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий — ратуш и дворцов, где были оригинально переработаны черты готического стиля. В Италии распространение готики было ограничено ранним развитием культуры Возрождения.

В позднеготическую эпоху возрос интерес к реальному миру и усиление роли творческой индивидуальности, что подготовило почву для искусства ренессанса с его системой миросозерцания. Этот период принято называть «пламенеющей готикой».

ГЛАВА 2

ВИЗАНТИЯ

2.1. Искусство Византии в ранний период

В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличались не только изяществом форм, но и глубиной философско-религиозной мысли, образным видением мира, утонченностью эстетического мышления. Византия многие века опережала страны средневековой Европы по уровню развития образованности, напряженности духовной жизни, силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразитель­ного искусства. След, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее материальной и духовной культуры.

Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм. Она отдавала предпочтение духу перед телом. Вместе с тем пыталась снять дуализм небесного и земного, божественного и человеческого, духа и плоти. Не отрицая красоты, византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили намного выше.

Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира. За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, в которых также интенсивно развивался византийский художественный стиль.

Непревзойденным шедевром византийского зодчества стал храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм св. Софии стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Два великих зодчих, Исидор и Анфимий, сумели соединить в этом храме впечатляющую монументальность, спокойную пластичность, чистоту и строгость линий античной архитектуры с новейшими достижениями зодчества Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма.

Его купол был опоясан 40 окнами, из которых в храм струились потоки света. Весь купол был украшен мозаиками, а в вершине располагался огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным великолепием. Особую прелесть интерьеру придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Необычайное благородство колорита мраморов колонн с преобладанием темно-зеленого, серого, темно-красного и черного цветов, гармоничность пропорций колоннад, тончайшее кружево резных капителей - все это создавало впечатление огромной художественной силы. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола - все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы нового художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства. Храм св. Софии занимает почетное место среди художественных памятников всех времен и народов. В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества - храм 12 Апостолов в Константинополе, церковь св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне, храм св. Димитрия в Салониках.

В живописи 6 - первой половины 7 в. постепенно кристаллизуется византийский стиль, очищенный от инородных влияний. Для него характерны великолепное качество исполнения, утонченный артистизм, живописность и красочное разнообразие, трепетность и переливчатость колористической гаммы. Одним из самых совершенных творений столичных мастеров были мозаики в куполе церкви Успения в Никее. Нежные, полные чувственной прелести и вместе с тем душевной чистоты лица ангелов, изображенных на этих мозаиках, созданы под явным влиянием позднеантичного искусства. Вместе с тем это был опыт перевоплощения античной телесной красоты в спиритуалистический образ, который должен был выразить византийскую художественную мечту об одухотворении чувственной плоти. Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся более аскетическими, не только чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной силы.

В Византии не смотря на возрастающее влияние христианства, никогда не затухало и светское творчество. Расцвет Константинополя способствовал сохранению светской культуры, а культ империи и императора давали импульсы ее развитию. Создателями произведений светской культуры различных жанров были представители интеллигенции и средних слоев населения городских центров империи. Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии - изумительной красоты ювелирные украшений из золота и драгоценных камней, диптихи и из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла - сосуды, бусы, светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов. Их произведения служили своего рода эталонами, на которые ориентировались и которым стремились подражать.

2.2. Иконоборчество

В 8-9 вв. в связи с ослаблением центральной власти значительно возросло влияние церкви и монашества. Монастыри стали крупными землевладельцами, их усиление представляло уже опасность для императорского правительства, столичной бюрократии и военно-служилой знати. Стремление императоров вновь поднять престиж центральной власти и ослабить влияние вышедших из-под контроля церковных иерархов и монашества вылилось в форму идеологической борьбы против почитания икон. Культ икон, мощей, церковных реликвий был в руках церкви мощным орудием идейного воздействия на широкие слои населения страны и приносил церквам и монастырям немалые доходы. Удар по почитанию икон означал разрыв с ортодоксальной церковью. Иконоборческие идеи отражали протест народных масс против роскоши церкви, распущенности духовенства, призывали к отмене церковной иерархии.