Непревзойденным образцом монументального искусства Византии середины 9 в. являются мозаики Софии Константинопольской. Этот шедевр искусства неоклассического стиля был восстановлен в апсиде собора на месте уничтоженных иконоборцами мозаик, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись. В 11 в. в византийской живописи происходит эволюция в сторону развития линейного стиля, появляется сухость в трактовке образов, особая сдержанность поз и самоуглубленность в выражении лиц. Вторая половина 11 в. и весь 12 в.- классическая эпоха в истории византийского искусства, его высочайший расцвет. Обобщенный спиритуалистический стиль получает законченность, единство формы и иконографии, четкое выражение эстетических идеалов. Вместе с тем в нем появляются новые черты. Стилизованная линия делается тонкой, абстрактной, контуры фигур становятся легкими, воздушными, движения выглядят более естественными, в колористической гамме наряду с плотными, определенными красками, близкими к эмалям, появляются переливчатые тона, сообщающие изображениям ирреальность, сияние; цвет и свет сливаются в общей гармонии. Шедевром монументальной живописи второй половины 11в. являются замечательные мозаики и фрески монастыря Дафни близ Афин, Они составляют единый изумительный ансамбль, подчиненный строгому иконографическому канону. Для достижения большей выразительности лиц применяется объемная лепка. Поражает богатство чистых, сочных и вместе с тем нежных красок, что в соединении с золотом и серебром составляет изысканную цветовую палитру.
В 11-12 вв. наблюдается подъем и в искусстве иконописи. От этого периода сохранилось несколько прекрасных образцов византийских икон, преимущественно столичной школы живописи.
Книжная миниатюра являлась важной отраслью византийского искусства. В идейном, стилистическом и сюжетном плане она прошла те же этапы развития, что и монументальная живопись и иконопись. Изумительного блеска и совершенства достигает константинопольская книжная миниатюра в 11 и особенно в 12 в. Тонкий, каллиграфически четкий орнамент, ровное, изящное письмо, легкие инициалы, небольшие, ювелирно отделанные миниатюры составляют в кодексах единое ритмическое целое. Заставки коврового орнамента, теплый, желтоватый фон пергамена, коричневые чернила, обилие золота в декоре, мягкая колористическая гамма миниатюр, классические пропорции фигур, легкость и непринужденность их поз - все это создает чарующее впечатление.
11 век был периодом необычайного взлета книжной иллюстрации. Центром создания поистине великолепных кодексов стал императорский скрипторий в Константинополе. Здесь по заказу императоров создавались настоящие шедевры книжной миниатюры. К их числу относится рукопись «Слов» Иоанна Златоуста.
10-12 века - период нового подъема византийского монументального искусства и архитектуры, а также расцвета прикладного искусства: ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделий из стекла, керамики и художественных тканей. Все виды искусств были тесно связаны между собой единой системой художественных ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов. Видное место в прикладном искусстве Византии занимали изделия из резной кости, дерева и камня, предметы глиптики - резьбы по твердым драгоценным и полудрагоценным камням.
Самым выдающимся памятником византийской архитектуры и живописи на Сицилии является собор в Чефалу. Он находится в небольшом древнем городке, расположенном в необыкновенно живописной местности - на берегу моря, у подножия гигантской скалистой горы, имеющей форму головы. Большую известность собору в Чефалу принесли мозаики интерьера - произведение поистине высокого искусства, имеющего мало равных в средневековом мире. Большой известностью пользуются прекрасные памятники 11-12 вв. в Палермо и Монреале, которые носят черты художественного синтеза трех культур - византийской, романской и арабской. Особенно наглядно соединение этих трех художественных стилей просматривается в церкви св. Иоанна в Палермо. Недалеко от Палермо, в небольшом городке, на высокой горе расположен грандиозный комплекс культовых зданий, называемый Монреале. В центре возвышается кафедральный собор Успения Богоматери, прекрасно сохранившийся до наших дней. Интерьер собора представляет величественное зрелище. Все огромное пространство собора украшено живописью, мозаики и фрески покрывают стены.
Подводя итоги развитию византийской культуры в 11-12 вв., мы можем отметить некоторые важные новые черты художественного творчества Византии той эпохи. Безусловно, культура Византийской империи в это время еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества, несмотря на силу традиции, начинают пробивать себе дорогу некоторые, пусть еще слабые, предренессансные явления.
В поздней Византии серьезные изменения происходили и в сфере искусства.
Единый византийский стиль обогащается новыми чертами. Главной тенденцией нового стиля как в архитектуре, так и в живописи был постепенный отход от монументализма предшествующего времени. Фрески вытесняют мозаики, заполняют все пространство храмов в виде фризов или изолированных сцен. Ведущую роль в живописи начинает играть икона. Второй важной особенностью нового стиля было усиление динамизма, эмоций и экспрессии. Все больше появляется многофигурных изображений, связанных четким ритмом. Усиливается динамизм, жестикуляция фигур, одеяния развеваются, повороты людей делаются свободнее, ракурсы смелее. Одновременно усложняется иконография, отдельные изображения приближаются к жанровым сценам.
Наиболее полное и совершенное воплощение новые черты византийской живописи 14 в. получили фрески и мозаики церкви монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами). В настоящее время они полностью реставрированы и представляют поистине блистательный декоративный ансамбль.
Важным центром византийской культуры в 14 - первой половине 15 в. стал город Мистра, который сейчас стоит в развалинах, представляя собой единственный в своем роде музей под открытым небом. Среди сохранившихся памятников культовой архитектуры Мистры выделяется митрополичья церковь св. Димитрия, храм монастыря Бронтохион (Афендико), посвященный Богоматери Одигитрии, и две небольшие дворцовые церкви - св. Софии и Богоматери Перивлептос. В их архитектуре соединяется старый базиликальпый тип постройки с крестово-купольным зданием. Наряду с чисто византийской архитектурой в них, правда, уже встречаются западные черты: стрельчатые арки, колокольни, скульптурные украшения. Еще большее воздействие западной готической архитектуры сказалось на внешнем облике церкви монастыря Пантанасса, отличающейся значительным эклектизмом.
В живописи Мистры преобладают фресковые росписи, созданные в различное время и отражающие эволюцию византийского искусства 14 - первой половины 15в. Поздневизантийское искусство в целом остается далеким от реализма, оно сохраняет верность спиритуалистическим традициям. Человеческие фигуры, оставаясь в ретроспективе, так и не обретают объема и телесности, красочные плоскости так и не сменяются светотеневой моделировкой, а фантастические декорации фона не вытесняются интерьером. Искусство Византии как бы остановилось на пороге, так и не перейдя заветной черты, отделявшей средневековое спиритуалистическое художественное творчество от полнокровного, чувственного реалистического искусства Возрождения.
Византия была своеобразным «золотым мостом» между западной и восточной культурами.Однако в этом синтезе всегда сохранялась греко-римская основа.
Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной эпохи.
ГЛАВА 3
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ.
3.1. Искусство древней Руси
Древнерусское искусство, охватывающее период 10-12 веков, принадлежит к лучшим созданиям мировой художественной культуры. Как и все средневековое искусство, оно связано с религиозной догмой, отсюда его каноничность, символичность образов, условность художественной формы. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача искусства – воплотить в образы христианское вероучение, а также художественные традиции.
К временам Киевской Руси относятся появление церковной живописи и зарождение особого отношения в русской культуре к иконе. Для русского народа в ней отражалось видение мира, философия жизни, важнейшие эстетические представления. Широкую панораму живописи той поры дают мозаичные и фресковые произведения Софийского собора в Киеве. Все они посвящены важнейшим библейским сюжетам и отображают своеобразное видение православного христианства русскими и византийскими мастерами.
Самая светлая часть храма — алтарь и подкупольное пространство — украшена мозаичными изображениями. Боковые, менее освещенные нефы и хоры расписаны фресками. Украшение собора осуществлялось, по-видимому, в несколько приемов. Стенопись Софийского храма неоднократно поновлялась. И все же даже в таком состоянии живописный ансамбль Софии Киевской поражает грандиозностью и единством замысла, воплощающего мир представлений средневекового человека. Софийский собор – второй храм Киева, построенный из камня. Ему предшествовала так называемая Десятинная церковь. Она отличалась значительными размерами и была многоглавой. Мозаичные и майоликовые полы, цветные мраморы, облицовывавшие нижние части стен, фрески, покрывавшие своды и купола, золотые и серебряные сосуды, светильники, кресты, иконы богато декорировали её изнутри.