Смекни!
smekni.com

Основные этапы развития средневекового искусства (стр. 5 из 6)

Наряду с церковными каменными постройками существовали и гражданские.

В развитии искусства Руси периода 12 – середины 15 вв. можно выделить также два тапа: домонгольский и период монгольского ига.

В домонгольский период наиболее яркие школы зодчества и живописи сложились в Новгородской и Владимиро-Суздальской землях. Древнейшая тверская икона – «Борис и Глеб» из Савво-Вишерского монастыря первой трети 14 века дает возможность уловить роль домонгольского искусства центров Северо-восточной Руси. К шедеврам домонгольского периода относятся и мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

Во второй половине 12 века в новгородской архитектуре появляются новые черты. В это время строятся многочисленные одноглавые трехапсидные церкви. Невысокие, с маленькими редкими окнами, они удобны для отопления в условиях сурового северного климата. Это церкви Георгия в Старой Ладоге, Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах, Петра и Павла на Синичьей горе, Уверения Фомы на Мячине.

С началом феодального дробления Руси и возникновением новых центров начинают скла­дываться также местные школы живописи.

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы IC XC - обозначение словом его личности, сокращенное обозначение его имени - Иисус Христос. Также традиционно окружает головы Спаса нимб - круг, чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом.

Расцвет монументальной живописи Новгорода 14 века во многом связан с именем Феофана Грека – художника, который пришел на Русь из Византии. Среди произведений средневекового искусства, связанных в известной степени каноном, росписи Феофана Грека выделяются своим ясно выявленным индивидуальным почерком. Его манера письма – резкая и смелая. Одно из известнейших его произведений – «Донская богоматерь».

Идеи, вдохновлявшие и волновавшие рус­ских людей в годы освобождения от монголо-татарского ига, в годы, когда успешно преодолевалась феодальная раздробленность и шла упорная борьба за создание единого общерусского государства, нашли наиболее полное воплоще­ние в творчестве гениального русского худож­никаАндрея Рублева. Его имя стало символом русской средне­вековой культура. Икона «Троица» — пик этой культуры, ее совершеннейшее и высшее достижение. На ней представлены три ангела. Фигуры их, разные по силуэту, вме­сте как бы образуют круг. В очертаниях голов, плеч и рук, в изгибах крыльев, в наклоне тон­кого деревца на фоне, в силуэте горки справа повторяются плавные смягченные линии, соз­давая впечатление гармонической слаженности и единства. Ощущение гармонии исходит и от колорита иконы. Золотистые, темного тона крылья, легко подчеркнутые снизу светло-го­лубым, мягко выделялись на золотом фоне (теперь почти полностью утраченном). Религиозная те­ма иконы – догмат о единстве трех ипостасей божества: бога-отца, бога-сына и духа святого, что было особенно актуально в период ере­тических движений. Однако в иконе Рублева есть особый содержательный пласт, образный смысл, безмерно актуальный для духовной жизни Руси конца 14—начала 15 века. Икона звучит как символическое воплощение добро­го согласия, гармонического слияния челове­ческих душ вопреки земной обреченности. Нравственные принципы, воплощенные в ико­не, отражали высокие идеалы возрождавше­гося народа, единого перед лицом насильни­ков и губителей. Этот духовный смысл сделал «Троицу» прекраснейшим произведением национальной живописи и наиболее светлым и полным выражением русской духовности.

Свойство московской иконы — это лиризм эмоционального строя, сосредоточенность на внутреннем состоянии образа, а не на магической силе его мгновенного воздействия, как в новгородской живописи. Иконопись рублевской эпохи настраивает на вдумчивую созерцатель­ность, ее мир—идеально-спокойный и гармо­ничный, нравственный идеал – этически совер­шенный человек, неторопливый, тихий, склон­ный к вдумчивому анализу и исполненный тихой доброты и милосердия.

15 век в исто­рии древнерусского искусственно по праву назы­вается золотым веком иконописи. Своеобраз­ные черты московской школы живописи пер­вой половины 15 столетия станут основой ее дальнейшего развития.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства.

3.2. Средневековое искусство Белорусских земель

В 9-13 вв. культура Белорусских земель развивалась на основе культурных традиций восточнославянских племён и культуры соседних стран, особенно Византии. Но византийская культура и после принятия христианства не воспринималась здесь механически, а сочеталась с местными традициями, творчески перерабатывалась в соответствии со славянским миропониманием, обычаями, этикой, нравами. Это и обусловило переплетение в белорусской культуре христианских и языческих традиций, привело к возникновению оригинальных произведений литературы, архитектуры, изобразительного искусства.

Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Беларуси в 9-13 вв. являются памятники архитектуры, которые строились вначале из дерева, а после принятия христианства – из камня. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением на территории Беларуси является Софийский собор в Полоцке. Позже были построены Полоцкая Спасо-Ефросиньевская церковь, Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, Нижняя и Борисоглебская церкви в Гродно. Здания церквей использовались не только для религиозных целей. Там проводились собрания горожан, возведение князей на княжение, находились книгохранилища и т.д.

Памятником оборонительной архитектуры является Белая вежа в Каменце.

Высокого уровня достигло также изобразительное искусство. Основными жанрами были монументальная живопись (фреска, мозаика), иконопись и книжная миниатюра. Мозаика украшала стены и полы Верхнего замка и Спасо- Ефрасиньевского монастыря в Полоцке, Нижней церкви в Гродно. Фресковые росписи обнаружены в Полоцкой Софии и Спасо-Ефрасиньевской церкви. Иконы писались под влиянием византийского искуссва. Книжная миниатюра развивалась в тесной связи с перепиской книг. Примером художественного оформления книг того времени являются украшения, использованные в Туровском Евангелии.

Плодотворно развивалось декоративно-прикладное искусство. Наиболее выдающимся произведением ювелирного дела в Беларуси того времени был крест, сделанный по заказу Ефросиньи Полоцкой Лазарем Богшей. Крест был сделан из дерева, обложен золотыми и серебряными пластинами, украшенными драгоценными камнями, жемчугом и изображениями святых, выполненными в технике перегородчатой эмали. На пластинах также имелась надпись, сообщающая историю создания реликвии, время и имя мастера, количество золота, серебра и жемчуга в изделии, его стоимость. К сожалению, крест пропал в годы второй мировой войны в Могилёве.

В 15-начале 16вв. архитектура претерпела значительные изменения. Она сочетала в себе прежние традиции Белоруси и влияние архитектуры Западной Европы, откуда проникли романский и готический стили. В этот период были созданы замечательные памятники зодчесва: соборы, оборонительные сооружения, замковые и дворцовые ансамбли. Примерами архитектуры Романского стиля являются Кревский и Новогрудский замки.

Готический стиль в Беларуси получил весьма своеобразные черты. Несмотря на канонизированные формы церковной архитектуры, стали строиться храмы оборонительного характера. К ним относятся сохранившаяся до наших дней церковь в деревне Сынковичи Гродненской области, церковь в деревне Мурованка Гродненской области. Одним из самых значительных культовых сооружений стал Троицкий костёл в деревне Ишкольдь Брестской области.

Интенсивно развивалась книжная графика. Это было связано с широким распространением переписи книг, а с 16 в. и с их типографским изданием.

Иконопись и скульптура характеризовались плоскостной трактовкой фигур и предметов, отсутствием перспективы. В этом же направлении развивалась монументальная живопись. В произведениях светского характера начинают проявляться предренессансные явления.

Подводя итог, можно сказать, что средневековое искусство Беларуси было обусловлено её географическим положением, в связи с которым оно вбирало в себя культурные традиции соседних государств, и в какой-то степени с политичексими условиями жизни, вносившими свои коррективы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подробно изучив искусство средневековья, я убедилась в том, что главенствующую роль в его становлении и развитии осуществляло христианство. Безусловно, влияние на него оказывал и существующий в это время феодальный строй. Это не только проявлялось в союзе власти и церкви, что во многом обуславливало жизнь людей того времени и находило своё отражение в искусстве, но и являлось толчком для множества произведений светского характера. Дворцы знатных феодалов, их портреты также приоткрывают нам завесу тайны, которую таит в себе это загадочное и далёкое время. Остатки язычницких верований, исконно народные традиции, несколько видоизменившиеся под влиянием христианства, а также быт простого люда и знати тех времён нашли своё отражение в прикладном искусстве средневековья. И всё же большинство самых гениальных и значимых с точки зрения искусства и истории произведений были непосредственно связаны с религией. Многочисленные культовые сооружения, фрески, иконы, витражи и скульптуры средневековья помогают нам, современным людям, узнать больше о жизни тех далёких и так не похожих на современный мир времён, погрузиться в саму историю становления христианской религии.