Смекни!
smekni.com

Кино как феномен культуры XX века (стр. 3 из 3)

Предполагается, что фильм, относящийся к жанру драмы, имеет в своём сюжете разные конфликтные, трудные в жизненном, психологическом плане ситуации для главного героя, однако, в отличие от трагедии, отрицательный финал в них не предопределён. В противоположность фильмам некоторых других жанров, основное внимание в драме акцентировано не на поворотах сюжета, спецэффектах, зрелищности и т. п., а именно на переживаниях героев. В отличие от комедии драма - серьёзный жанр. Эта серьёзность одних зрителей привлекает, других, которые считают, что "серьёзности" достаточно и в жизни, скорее, отталкивает.

Драма как жанр кино - жанр достаточно расплывчатый. В него входит множество других, более специфических, поджанров, в их числе, например, мелодрама, где поменьше серьёзности и побольше эмоций, и триллер, где накал страстей и психологическое напряжение специально нагнетаются и искусственно выпячиваются разными средствами. Название жанра "триллер" происходит от англ. thril - "вызывать трепет" и его цель - создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения. Многие триллеры, снимавшиеся в США, связаны с криминальными или шпионскими мотивами.

Комедия - старейший, по сути, жанр художественного (игрового) кино, и по сей день этот жанр остаётся одним из наиболее популярных. Комедия призвана рассмешить зрителей, создать им хорошее настроение, и сделать это можно разными способами. Ещё в эпоху немого кино комедия была крайне популярным жанром.

Тем не менее, несмотря на гибкость и практическую неисчерпаемость тем и сюжетов, хорошую комедию снять не так-то просто. Жанр комедии требует изобретательности и мастерства и сценариста, и режиссёра, и тех актёров, которые будут играть главные роли. У одних это получается лучше, и они становятся знаменитыми, как Чаплин, Никулин или Гайдай, другие же пытаются смешить зрителей заезженными и примитивными шуточками, и это выходит у них искусственно и через силу. Снять хорошую комедию сложнее чем, скажем, снять хорошую драму или, тем более, боевик, и общее впечатление от картины легко можно испортить, допустив какую-нибудь пару ляпов.

Жанр комедии легко скрещивается с другими жанрами - детективом, приключениями, фантастикой, даже с фильмами о войне и фильмами ужасов. Комедии с успехом использовались даже в роли агитационных и пропагандистских роликов, и это не выглядело неестественно. Это делает трудным проблему выделения поджанров - их можно насчитать слишком много.

В разных странах (особенно в США, Франции, СССР) сложились свои национальные традиции в жанре комедий. Знаменитые советские комедии, такие, как "Приключения Шурика", "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию" и т. п. до сих пор сохраняют громадную популярность у зрителей.

Сказка. Как известно, сказка - один из литературных жанров, восходящих к устному народному творчеству, но и среди писателей породивших немало знаменитых авторов. Понятно, что главными зрителями для фильмов в жанре сказок является детская аудитория. Однако, то ли вследствие ориентации исключительно на коммерческий успех, то ли по каким-то другим причинам жанр сказки в кино на Западе не сложился как самостоятельный жанр, а отдельные фильмы для детей, которые можно бы, в принципе, отнести к данному типу, вошли в категорию т. н. "семейного кино".

В СССР жанр фильма-сказки был представлен весьма широко. За основу обычно брались сюжеты русских и других сказок с часто сильно переделанным "на новый лад" сценарием. Возрождение этого жанра было бы правильным шагом для современного российского кино. Замечательные фильмы-сказки снимались также в странах восточной Европы, особенно в Чехословакии.

Ужасы. Фильм ужасов - жанр, в котором главная цель - напугать зрителя, пробудить в нём какие-то тайные и явные иррациональные страхи. Возможность испытать острые ощущения "понарошку" привлекает зрителей.

История фильмов ужасов начинается ещё в начале 20 в., одними из первых экранизаций стали истории о Франкенштейне и Дракуле. С тех пор создатели фильмов ужасов неоднократно обращаются к теме всяких мертвецов, зомби и прочей нечистой силы, а также разнообразных мутантов и пугающей фантастики.

Определённый расцвет жанр ужастиков переживает в 70-е, где среди режиссёров фильмов данного жанра выделяется Альфред Хичкок. В дальнейшем в этом жанре наблюдается определённый спад.

В советском и российском кино жанр фильмов ужасов практически не представлен (за исключением единичных картин типа "Вия").

Фантастика - достаточно многообразный жанр кино. Элементы фантастики встречаются и фильмах других жанров, и это иногда является причиной путаницы, попытками причисления к жанру фантастики, допустим, историй про Дракулу или с каким-нибудь сказочным сюжетом и т. п. Вместе с тем фантастика как совершенно самостоятельный жанр кино, безусловно, существует и играет в нём значительную роль. В отличие от фильмов других жанров, где в сюжет внедряются всякие вымышленные ситуации, существа и т. п., в фантастических фильмах вымышленное является не просто вымышленным, а вымышленным правдоподобно, зачастую на основе каких-то научных гипотез и т. п., в фантастике важно показать, что то, что отличается от привычной реальности, может быть потенциально реальным или возможным в будущем или при каких-либо иных условиях. При этом задействованные в фильме гипотезы, реалии будущего и т. п., играют, как правило, одну из центральных ролей, зачастую внося в суть фильма задачу апробации тех или иных идей. Правильно обыграть вносимые в фильм фантастические идеи - одна из главных задач режиссёра и сценариста и показатель успеха фильма данного жанра. По этому признаку также следует отличать подлинно фантастические фильмы от фильмов других жанров (например, боевиков) в фантастическом антураже.

Фантастика в кино появляется довольно рано, ряд известных фильмов выходит ещё в 20-30е годы. Но, конечно, сильный толчок жанру фантастики даёт НТР - выход человечества в космос и другие научные достижения предоставляют большой ассортимент материалов для фильмов в жанре фантастики. Интересными фильмами в этом жанре стали "Терминатор", "Назад в будущее" и, конечно же, "Звёздные войны". Всё же богатство американского жанра фантастических фильмов существенно отстаёт и по количеству, и по качеству от американской же научно-фантастической литературы.

В отечественном (советском и, тем более, российском) кино фильмы в жанре фантастики также оказались не слишком многочисленными. Очевидно, что количество фильмов в этой группе сильно отстаёт от интереса потенциальной зрительской аудитории. В 60-80е СССР были экранизированы некоторые произведения как ещё довоенной фантастики ("Гиперболоид инженера Гарина", "Человек-амфибия", "Капитан Немо" и др.), так и "новой" ("Солярис", "Сталкер", "Гостья из будущего" и др.).

Заключение

Кино - это не просто картинка, не просто созерцание различных сюжетов и интригующих приключений, с героями которых зритель отождествляет себя, наблюдая их со стороны, кино – самое массовое из искусств, а ведь чем более массовым является искусство, тем больше на него спрос, тем выше должны быть его критерии. Любые жанры, будь то комедия, драма, боевик, если они адресованы народу, должны нести большую социальную нагрузку. Поэтому на современном этапе хотелось бы, чтобы кино рассматривалось не столько мощным средством индустриального развития, сколько, в большей мере, оставалось искусством, которое создано, чтобы делать нас лучше, умнее и добрее.

Список литературы:

1. Караганов А.В. Советское кино: проблемы и поиски. – М.: Политиздат, 1977, 215 с.

2. Юренев Р.Н. Краткая история советского кино. – М.: Знание, 1967.

3. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» – Искусство, 1988, 224 с.

4. Тютрин Ю., Долматовская Г. – М.: Искусство, 1990, 320 с.

5. Кукарин А.В. Буржуазная массовая культура: теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. – 2-е изд., доработ. И доп. – М.: Политиздат, 1985. – 399 с.

6. http://resfilm.ru/

7. http://news.rambler.ru/

8. http://www.k1no.ru/