Рисунок 5 - Готическая кровать.
Средневековая русская мебель была проста и рациональна. Мебель была украшены разнообразными расцветками и сочной резьбой (растительные и геометрические мотивы). Наиболее распространёнными предметами жилой обстановки были деревянные неподвижные лавки и подвижные скамьи, служившие не только для сидения, но и для сна, а также прямоугольные столы на 4 опорах, табуреты, сундуки. [2]
До сегодняшнего дня споры о происхождении мягкой мебели еще не закончились. Дело в том, что одни считают, что мягкая мебель впервые появилась на Востоке, у древних мусульман, а другие полагают, будто первые элементы мягкой мебели стояли в комнатах и залах замков европейских богачей уже в эпоху классицизма. Но, по крайней мере, сегодня точно известно, что тогда мягкая мебель обивалась тканью, а наполнялась конским волосом или шерстью овцы. Сначала диваны предназначались лишь для сидения, но позже во Франции был изготовлен первый диван, на котором можно было отдыхать лежа.
Сегодня мягкая мебель обивается разными видами тканей, а также и кожей, как натуральной, так и искусственной. В качестве наполнителей используется синтепон или поролон. Многие виды мягкой мебели, которые появились еще в древности, с течением времени видоизменялись. Например, сегодня в магазинах продаются пуфы и диваны без спинки, кресла без подлокотников и т.д. Но на этом история развития мягкой мебели отнюдь не заканчивается – каждый год мировые производители придумывают и выпускают что-то новое. [1]
1.4. Современная эпоха
В XIX веке в Европе произошли большие экономические и политические изменения, в основе которых лежала промышленная революция. Большое количество изобретений, сделанных в этот период, явились непосредственной причиной быстрого развития крупных предприятий.
Серьезные изменения произошли и в мебельном производстве. Наиболее важные из них — создание многих известных в наше время станков для механической обработки древесины, изобретение в 1825 г. пружин для мягкой мебели, применение Мишелем Тонетом стальных форм и полос для гнутья древесины, использование клееной фанеры, винтов и шурупов для соединения деталей мебели и т. д. Для набивки мебели наряду с пружинами употребляли травы, увеличен был выпуск различных обойных материалов.
Это все вызвало большие изменения в мебельном производстве, особенно во второй половине XIX в., и оказало решающее влияние на направление и развитие ее конструкций. Одновременно это способствовало возникновению многочисленных мебельных фабрик, к которым в первую очередь следует отнести Тонетовские фабрики гнутой мебели, Винер Веркштетте, Дейче Веркштетте в Халлерау и др.
Развитие промышленного массового производства вызвало обеднение форм и снижение качества вырабатываемой мебели. Особенно ярко это явление проявилось во второй половине XIX в. после периодов классического и ампира. [http://mebelniy-ray.ru/istorija-razvitija-mjagkoi-mebeli/sovremennaja-epokha.html]
1.5. Стили мебели нового времени
Эпоха Возрождения — ренессанса
Характерной особенностью искусства эпохи Возрождения является подражание античной культуре, выраженное в национальной форме.
а б
Рисунок 6 - Французская мебель: а—кровать периода раннего ренессанса; (б-кресло периода позднего ренессанса)
Различается ренессанс ранний, средний и поздний. В разных странах признаки эпохи Возрождения сильно различаются между собой. Наиболее типичными являются: итальянский ренессанс — наиболее ранний, затем французский, немецкий, английский и голландский.
Мебель, вырабатывавшаяся в эпоху Возрождения, уже не прикреплялась к полу или стенам, и это было характерной особенностью, отличающей ее от готической мебели. Другой особенностью является симметричность украшений. Мебель была богато украшена резьбой. Конструкции мебели основывались на старинных образцах: ножки, например, имели форму колонн, образующих арку, и т. п. В резьбе использовались мифологические и аллегорические мотивы, характерные для античного периода.
В эпоху Возрождения техника обработки и отделки древесины подверглась дальнейшему усовершенствованию. Блеск поверхности мебели придавали не только окраской, но и вощением.
Для изготовления мебели применяли исключительно лиственные породы деревьев: тополь, каштан, вяз, а в период полного ренессанса—светлый орех. Ассортимент вырабатываемой мебели был очень широк. Из мягкой мебели, которой были возвращены полные права гражданства, особого внимания заслуживают стулья, кресла (рис. 6) и кровати.
Рисунок 7 - Итальянский стул периода ренессанса
В качестве материалов для обивки мебели и матрацев применяли шелковые ткани, нередко затканные золотыми нитями, а также обыкновенные и тисненые кожи. Сиденья часто оплетали тростником и кожаными ремнями, обивку украшали кистями, шнурами и ремешками.
Формы стульев, столов и кресел были разнообразны. Появилась складная мебель. В Германии стали делать мягкие кресла, называвшиеся креслами «Лютра».
В начальный период эпохи Возрождения во многих странах, особенно во Франции, объединялись формы различных стилей: например, готический каркас украшали орнаментом в стиле ренессанса (рисунок 7). В более поздний период каркасы мебели приспосабливали к орнаменту, мастера при этом сочетали удобство с красотой формы. В период позднего ренессанса форма берет верх над удобством и тогда происходит перегрузка мебели резьбой и рисунками.
а б
Рисунок 8 - Кресла периода позднего ренессанса: а —южно-немецкое; б— голландское
Только немецкая мебель и частично голландская (рис.8) по-прежнему конструировалась с точки зрения ее полезности, эстетическая ценность отходила на второй план.
Во Франции, так же как в Германии и Голландии, можно заметить существенную разницу между развитием ренессанса на юге и севере страны. В северных районах формы мебели были в основном прямые, а сама она прочна и массивна В Голландии, кроме того, появилось стремление показать сам материал, стало развиваться искусство подбора древесины и применения интарсии, в то же время здесь избегали украшения резьбой.
Во Франции, особенно при короле Людовике ХIII, меОель носила еще черты ренессанса, однако она уже имела декоративные детали в стиле барокко (рисунок 9).
Рисунок 9 - Стул периода царствования Людовика XIII
Ножки стульев и кресел были точеные, спинки и сиденья — плетеные. Для украшения мебели применяли картуши, на которых помещали надписи, эмблемы.
В период ренессанса творчество перестало быть анонимным. Выделились ремесленники — художники и архитекторы, работавшие исключительно в качестве проектировщиков. На первое место среди талантливых столяров-художников и архитекторов выдвинулись Жан Гужон (1520—1563 гг.)—резчик, создатель мотивов ренессанса; Гуго Самбен — выдающийся представитель французского столярного ремесла XVI в.; Ганс Вредеман де-Вриз — голландский художник-архитектор; Инго Джонс — выдающийся английский архитектор и много других.
Период барокко
На смену ренессансу в области искусства пришел период барокко, получивший распространение во всем мире. В Европе он продолжался с конца
XVI в. до середины XVIII в. В ранний период барокко, как и в период ренессанса, использовались античные формы, часто эффектно усиленные и перегруженные. Вместо покоя существом композиции стало движение, контрастность пришла на смену однообразию.
Ранний период барокко совпадает с началом образования новой общественно-экономической формации — капитализма.
В Италии, Англии, Нидерландах в это время получают развитие мануфактуры как начальные формы капиталистической промышленности. Мануфактуры охватили и мебельное производство. Возникновение их делало производство более массовым, приводило к упрощению форм и известной стандартизации, но не вызвало еще ликвидации ремесла. Именно в это время во Франции из цеха столяров выделились столяры-эбенисты1 — художники своего дела, мебель которых была лучшим выразителем характера барокко.
В период позднего ренессанса в Италии, Франции и Германии искусство приобрело манерность и его формы окостенели. Барокко в противоположность этому отличалось на первых порах простыми формами и орнаментами, однако вскоре эта простота уступила место фантастическим формам мебели, ее орнаменту и резьбе (рис. 10).
а б
Рисунок 10 - Кресла: а-периода раннего барокко; б-итальянское периода позднего барокко
В период раннего барокко самой передовой страной в области архитектуры была Италия. Однако вскоре ее место заняла Франция и оставалась крупным центром искусства довольно долго. Французская мебель со времен Людовика XIV отличалась монументальностью и внушительностью. Она была богато украшена и декорирована. Со временем под влиянием Нидерландов стали ценить текстуру и цвет древесины. Широко применяли черное (эбеновое) дерево или имитации под него. Большое распространение получили и другие породы экзотических деревьев. В качестве украшений использовали слоновую кость, серебро, черепаху, перламутр, олово, бронзу и медь, а в Германии также янтарь. Деревянную мебель стали отделывать другими материалами, главным образом металлами.