Ассортимент мебели в этот период пополнился письменным столом, диваном и комодом. Мебель, используемую для сидения и сна, как правило, обивали. Первоначально кресла и стулья имели высокие спинки, а ножки подобно спинкам делали прямыми. В более поздний период прямые элементы были вытеснены выгнутыми. Такую эволюцию претерпел диван, который при возникновении представлял собой соединение двух стульев.
Сиденья и спинки стульев, кресел и диванов обивали (рисунок 11). Наряду с мягкой мебелью изготавливали подушки в форме матрацев, которые представляли собой подкладки для сидения на полу. Одним из главных предметов мебели в это время была кровать, задрапированная балдахином, занавесом и богато вышитым изголовьем.
Рисунок 11 - Кресло периода царствования Людовика XIV в стиле барокко
Мягкую мебель обивали парчой, специально вытканной и украшенной богатой ручной вышивкой, тканью и тисненой кожей. Помимо этого, ее украшали позументом, кистями, тесьмой, шнуром и разного рода декоративными гвоздями.
Во времена царствования Людовика XIV выделились ремесленники, изготовляв шие стулья.
Ведущим эбенистом этого периода был Андрэ Шарль Булль (1642—1732 гг.), он применял резьбу, резную золоченую бронзу, умел прекрасно отделывать мебель.
Период рококо
Наименование рококо получил стиль времен регентства и царствования Людовика XV. Мебель этого периода обладала формами, напоминающими барокко, но была гораздо тоньше и изящнее. Применявшиеся украшения часто были заимствованы из восточных мотивов, что явилось следствием тесных связей с Востоком.
Во времена регентства, т. е. в период между смертью Людовика XIV и приходом к власти Людовика XV, в архитектуре господствовало направление, явившееся мостом между барокко и легким, отличающимся кривыми линиями, рококо.
Мебель этого периода обладала некоторыми чертами монументальности, была еще довольно тяжелой и округлой. Однако формы и некоторые конструктивные особенности (например, отсутствие проножек) делают ее уже похожей на рококо. Эта мебель в отличие от мебели стиля барокко имела ножки, выгнутые в виде латинской буквы S, была более подвижной и не связанной с окружающей композицией. Мебель, особенно предназначенная для сидения, имела различные формы (рисунок 12) и соответствовала быту и одежде того времени.
Рисунок 12 - Стул периода регентства
В это время вошел в моду новый вид помещения — будуар (комната для женщины), для которой требовалась особая меблировка.
Наряду с перечисленными особенностями, мебель периода рококо отличалась и другими специфическими чертами. В этот период, например, большую популярность приобретает фанерованная и лакированная мебель. Забыто дерево времен барокко— эбеновое. Широкое применение находит инкрустация. Мебель украшают резьбой по бронзе. Мотивы украшений: раковины, листья аканта, цветы, виноград, а также восточные павлины, обезьянки, цветы, пальмы. Часто применяли фурнитуру, преимущественно бронзовую в виде ручек, замков, накладок, обрамлений, колец.
Для изготовления каркасной мебели использовали бук и орех, а для фанерованной — палисандр, розовое дерево, тюльпановое дерево, тую, грушу, красное дерево. В связи с большой потребностью развернулось производство фанеры. Эта отрасль промышленности достигла в то время высокого уровня развития. Сама подготовка древесины и ее обработка велись очень тщательно и старательно.
Техника отделки мебели лаками, которая в это время также достигла высокого уровня, требовала очень тщательной подготовки древесины. Технология лакировки и сам лак были перенесены из Китая. Лакированная мебель имела золотистый, красный или черный фон. На этот фон заносили различные фигуры и орнаменты по восточным мотивам.
Мягкую мебель вырабатывали повсеместно. Большая часть ее предназначалась для сидения—стулья, табуреты, диваны и для лежания — кушетки, кресла с приставками, а также для сна — кровати и приспособленные для этой цели кресла, диваны, кушетки (рис. 13). Новинкой явился гарнитур для салона. Он состоял из стульев, кресел, дивана и стола.
Техника обивки мебели в это время стояла высоко. В качестве основания под обивку использовали ремни, а для набивки брали чистый волос.
Большого совершенства достигло и ткацкое производство. Некоторые материалы, созданные выдающимися художниками, представляли собой подлинные образцы искусства (рисунок 13).
Рисунок 13 - Диван в стиле рококо, облицованный богато разрисованной тканью.
Для обивки мебели применяли парчу, бархат, плюш шелковый, шерстяной, тисненый и гладкий, тафту. Употребляли также материалы с вышитой или гобеленовой строчкой. Ткани изобиловали рисунками цветов, птиц, ваз и рисунками на восточные мотивы. В большом ассортименте изготавливали кровати.
Широкую известность получили в это время эбенисты и архитекторы Жан Франсуа Эбен (умер в 1763 г.), королевский эбенист Анри Риссер (умер в 1806 г.), известный эбенист Шарль Крессан (умер в 1763 г.) — столяр и резчик двора Филиппа Орлеанского, лакировщики братья Мартэн и многие другие.
Период Людовика XVI
Этот период называют иногда периодом неоклассицизма. Возвращение к классицизму, на котором были основаны творения искусства этого периода, произошло под влиянием усиленных исследований и открытий, явившихся результатом раскопок, позволивших лучше познакомиться с достижениями античной культуры.
Первоначально новое направление в искусстве проявилось в виде проникновения новых, классических деталей в стиль рококо. Однако вскоре стиль рококо с характерными для него круглыми и мягкими линиями был вытеснен неоклассическим стилем с острыми углами и приятными античными профилями.
Несмотря на строгие с виду формы, мебель времен неоклассицизма была легкой и утонченной. Она была прямой, с точеными ножками и искусным орнаментом. Сиденья имели квадратную, круглую, овальную или трапециевидную форму. Спинки были закруглены, ножки с течением времени стали слегка отогнутыми и утратили украшения.
Конструкции мебели неоклассицизма совершенно отличались от встречавшихся прежде. Отдельные элементы — ножки, сиденья, спинки — уже не сливались между собой органически, как ранее; они превратились в самостоятельные, соединенные между собой части.
У мебели для сидения подлокотники были сдвинуты к спинкам, что вызвано особенностями женской одежды того времени.
Кровати были похожи на современные, но с балдахинами; первоначально обе спинки были одинаковой высоты, лишь в дальнейшем одна из них стала повыше. На кровати клали матрацы, а спинки часто обивали тканью.
В моде были гарнитуры, состоящие из стульев, кресел, диванов, скамеек, кушеток и подножек (рисунок 14).
Мебель для сидения (рисунок 15), лежания и сна была в основном обита, иногда оплетена тростником или соломой. Сиденья и спинки обивали, на подлокотники накладывали подушечки.
Рисунок 14 - Подножка периода царствования Людовика XVI
Рисунок 15 - Стул неоклассического периода
Пружины пока не были известны, в качестве пружинящих средств использовали ремни и волос. Для облицовки применяли ткани, чаще всего шелковые, похожие на ткани времен рококо.
В производстве мягкой мебели начали применять стежку, но первоначально она не играла большой роли.
Для изготовления мебели использовали красное дерево, розовое дерево, палисандр, черное дерево, бук, орех и другие экзотические породы деревьев. Каркасы мягкой мебели делали преимущественно из ореха и бука. Наряду с деревянной мебелью вырабатывались также различные, преимущественно мелкие, предметы мебели из бронзы (табуреты и др.) по римским образцам.
В этот период, кроме упомянутых выше Эбена и Рис-сера, творят французский художник-столяр Жорж Якоб (умер в 1914 г.), немецкий художник-столяр Давид Рентген и другие.
3. Современные стили в дизайне интерьера
Классический стиль
Классицизм подходит для основательных и консервативных людей. Для этого стиля характерны элементы античной архитектуры, солидность и даже некоторая тяжеловесность. В современном интерьере классический стиль может комбинироваться с другими стилями, образуя новые замечательные варианты. Психологи считают, что такой стиль, как правило, предпочитают люди, требовательные к себе и окружающим. Такие люди наверняка сдержанны, серьезны, слегка консервативны, любят точность и порядок (и, что самое главное, не только любят, но и соблюдают сами!). Отличительные черты данного стиля — симметричность и точность, поэтому в современном классическом интерьере хорошо будут смотреться, например, небольшие гравюры или картины одинакового размера, симметрично развешанные на стенах. Цветовую гамму для такого жилища нужно подбирать осторожно, избегая резких, смелых, кричащих красок. Подойдут спокойные, нейтральные, но при этом теплые тона: все оттенки коричневого, песочный, оливковый. Обои и ковры предпочтительны однотонные или с неброским рисунком, чтобы не нарушать целостность пространства. Для классического интерьера выберите элегантную строгую мебель без легкомысленных завитушек. Главное в оформлении света — классичность форм ламп. Окна лучше занавешивать шторами, так как жалюзи нарушают стилевую гармоничность интерьера. Хорош будет всем известный способ драпировки окна: легкие дневные занавеси (тюль), а поверх плотные ночные шторы, например, из бархата.