Рис. 18. Кресло якобитского периода
В период деятельности Кромвеля произошел поворот к пуританским формам жизни и простоте. Поздний ренессанс в Англии появляется в первой половине XVII в. и продолжается до начала XVIII в. В это время творят выдающиеся архитекторы Инго Джонс, перенесший на английскую почву итальянские традиции, Кристофер Врен, придавший английской архитектуре классические формы и французскую культуру. При-близительно с 1702 г., т. е. с момента вступления на английский трон королевы Анны, окончательно выкристаллизовался стиль английского дома, который не сумели создать ни Джонс, ни Врен.
Самостоятельная английская архитектура формируется с начала XVIII в.; после царствования королевы Анны создается так называемый григорианский стиль, название которого связано с тремя царствовавшими один за другим королями. Период григорианского стиля делится на ранний, охватывающий первую половину XVIII в., и поздний—вторую половину этого века.
На рубеже XVIII и XIX веков в архитектуре господствовал ампир, который в царствование королевы Виктории (1837— 1901 гг.) уступил место так называемому викторианскому стилю. В викторианский период в течение некоторого времени большим успехом пользовался рококо. Он уступил в свою очередь место интерьеру, соответствующему вкусу класса финансистов, купцов и промышленников, а затем, к концу XIX в., установился в виде стандартного интерьера, соответствующего уровню среднебур-жуазной семьи.
В период позднего ренессанса английская мебель имела корпусные и каркасные конструкции, ножки стульев и столов были точеные с богатым резным орнаментом. Влияние французского и итальянского искусства можно проследить на внешнем виде и орнаменте мебели этого периода.
Производство мебели наиболее интенсивно развивается в григорианский период, особенно на втором его этапе.
В XVIII в. под влиянием новейших открытий английское общество стало интересоваться античным и китайским искусством, что нашло отражение в архитектуре деталей.
Чтобы понять причины столь быстрого развития мебельного производства в Англии в этот период, следует ознакомиться с некоторыми особенностями организации деревообрабатывающего ремесла.
Во Франции ремесленники-столяры были сосредоточены в закрытых цеховых корпорациях, пользовались поддержкой государства, имели особые права и обязанности. В Англии дело обстояло иначе. В XVIII в. здесь существовал уже прочно укоренившийся капиталистический строй. Ремесленников объединяли уже не цехи, а многоотраслевые корпорации. В производстве мебели принимали участие три основные группы ремесленников: мастера изысканной корпусной мебели (так называемой «джойнер крафтман»), мастера каркасной мебели («чеа мейкер») и ремесленники, занятые обойными работами («упхолстер»). Вместе с другими ремесленниками — стекольщиками, кузнецами, слесарями — мебельщики XVIII в. входили в корпорации, занимающиеся внутренним убранством помещений. Этими корпорациями руководили выдающиеся специалисты, получавшие соответствующую прибыль. Одним из таких руководителей был ведущий мебельщик григорианского периода — Томас Чиппендель, который создал особое направление в стиле, названное его именем.
Мебель в стиле Чиппенделя (рисунок 19) отличалась техническим совершенством, приятным внешним видом, была удобна в пользовании. Она походила на мебель времен королевы Анны.
Рис. 19 - Диван и стул в стиле Чиппенделя
Ножки ее отличались простыми линиями, у сиденья и внизу они были выгнуты, на концах часто бывали расширены и сделаны в виде лап. Спинка представляла собою цельную или ажурную выгнутую доску. Позже место доски заняла решетка с перекладинами и резьбой по античным или китайским мотивам.
В мебели последних лет творения этого крупного мастера заметно выражено влияние направления, представителем которого был Роберт Адам, а также мотивов, заимствованных у рококо.
Наряду с Чиппенделем, в несколько более позднее время работают еще два крупных мебельщика — Шератон и Хеппльуайт. Их творчество очень близко по форме. Они выпускают первые каталоги и руководства по производству мебели: Шератон пишет работу под заглавием «Альбом для мастера корпусной мебели и обойщика», а Хеппльуайт — «Руководство для мастера корпусной мебели и обойщика».
Мебель Шератона и Хеппльуайта была более легкой, чем мебель Чиппенделя. У Хеппльуайта передние ножки стульев и кресел были прямые и суживались книзу, задние же вместе со спинкой были прогнуты наружу. Спинки представляли собой рамки в форме сердец, лир, щитов и т. п. Ножки, особенно у кроватей, делались резными. Отличительной чертой мебели, созданной Шератоном (рисунок 20), была близость ее к ампиру. Передние ножки часто делали точеными, спинки — простой формы из выгнутой доски, ажурные или рамочные — резные. Мебель Шератона нередко украшалась интарсией из прокладок или рисунками Анжелики Кауфманн. Несмотря на большое влияние мебельщиков на оформление английского интерьера, окончательный вид ему в XVIII в. придали видные архитекторы того времени братья Джонс и Роберт Адам. Лозунгом братьев Адам была легкость, привлекательность и элегантность. Они занимались комплексным проектированием всего интерьера, включая такие вещи, как лампы, подставки и т. п. Братья Адам создали много прекрасной мебели, сделанной с большим художественным вкусом. Эти образцы (рисунок 21) отличались классическими формами, великолепными декоративными деталями и чудесной интарсией по античным и китайским мотивам.
Рис. 20 - Стулья Шератона и Хеппльуайта
Рис. 21 - Кресло и стул в стиле Адама
В это время производилось много мягких стульев, кресел, диванов, скамей и кроватей. Модно было оплетать мебель тростником, а также соединять вместе два, три или четыре кресла, сохраняя только боковые подлокотники. Стоила мягкая мебель очень дорого. Ремесленники-обойщики ценились наравне с мастерами краснодеревщиками.
Излюбленными породами деревьев в этот период были красное дерево, лимон, палисандр и фруктовые породы. Мастера стремились подчеркнуть во внешнем виде мебели текстуру древесины, с этой целью поверхность отделывали вощением. Очень немного мебели отделывали лаком. Для украшения часто применяли бронзу, которую тем не менее использовали очень умеренно. В начале XIX века в архитектуре интерьера заметно было влияние древней Греции. Но это не было бессмысленным подражанием, использовались лишь мотивы и формы античного искусства.
Это время считается переходным периодом к ампиру. В викторианскую эпоху мебель отличалась тяжелыми, массивными формами, однако она не была лишена определенных эстетических достоинств.
В то время, когда в Европе безраздельно господствует эклектизм, в Англии входит в моду рококо, а затем оформляется типичная для Англии стандартная мебель в виде гарнитуров для квартир среднебуржуазных семей. Формы и состав этих гарнитуров с небольшими изменениями сохранились в Англии до настоящего времени.
Эклектизм
Во второй половине XIX в. в большинстве европейских стран, а во Франции даже раньше, не замечается дальнейшего развития архитектуры интерьера. Требования привилегированного класса — банкиров, купцов и промышленников — были направлены на эффектное внутреннее убранство, которое должно было свидетельствовать о богатстве владельца, чтобы поддержать его положение в деловом мире. Это вызвало перегрузку интерьера мебелью, драпировками, коврами, портьерами, различными безделушками, картинами, фарфором и другими предметами.
Направление мебельного производства того времени называют эклектизмом. Мебель этого периода представляла собой компиляцию стилей предыдущих периодов. Здесь встречались элементы готики, ренессанса, барокко, рококо. Нередко в эту компиляцию стилей старались внести национальные элементы, что вносило еще большую путаницу.
Характерными особенностями были изысканные формы, заимствованные у рококо, богатые профили и украшения в виде резьбы, барельефов, интарсий и т. п. Мебель была тяжелой и солидной, изготавливалась из благородных пород: красного, розового дерева и других.
Во второй половине XIX в. после изобретения Тонэтом стальных форм и шин для гнутья древесины, значительно развилось производство гнутой мебели. Это способствовало превращению мебельного производства в отрасль промышленности.
Конструкция мебели значительно упростилась, особенно к концу XIX в., когда в большом количестве стали применять столярные плиты, клееную фанеру, гвозди, винты и шурупы. Это позволило изготавливать мебель из щитов и рам с филенками из клееной фанеры.
В производстве мягкой мебели наблюдается дальнейший прогресс, основанный на использовании каркасов из гнутой древесины, профилированной клееной фанеры, а также конструкций с использованием плит. В это время вырабатывалось очень много мягкой мебели, наличие ее в доме определяло благосостояние владельца. Для украшения мягкой мебели применяли гвозди с декоративными головками, кисти, шнур и тесьму.
Наиболее типичным для этого периода был гарнитур мебели для столовой в стиле псевдоренессанса, состоявший из дивана с высокой спинкой, стола, кресел и стульев с резными элементами.
Сецессия
На рубеже XIX и XX вв. во внутренней архитектуре произошел серьезный поворот, соответствующий специфическим особенностям этого периода. Новое течение было направлено против эклектицизма, космополитических тенденций и индивидуализма. Своей целью оно ставило использование национальных форм, прежде всего народных.