Смекни!
smekni.com

Стиль барокко (стр. 2 из 2)

Более строгое, тяготеющее к классицизму направление господствовало также в Англии. Среди английских памятников архитектуры того времени самым значительным считался Собор святого Павла в Лондоне.

С начала 18 в. в России складывается своеобразный стиль «русского барокко». В стиле барокко были построены все дворцы в Петербурге (ныне Санкт-Петербург). Среди петербургских архитекторов эпохи барокко крупнейшим был итальянец по происхождению Бартоломео Растрелли (1700-1771); в числе го пышных и прекрасных творений Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Сейчас там находится Эрмитаж – один из крупнейших художественных музеев мира. Петербургское придворное барокко представляют также нарядные замки в Рундале и в Елгаве в Латвии, выстроенные по проекту Растрелли.

Совсем иного происхождения была архитектура барокко на Украине и в Литве – там ее распространяла римско-католическая церковь. В Литве того времени искусство переживало блестящий расцвет. Помимо местных мастеров там работали художники и архитекторы из Италии, Германии, Польши. Вильнюс приобрел тогда барочный облик, сохранившийся до сих пор; лучшими образцами этой эпохи остались ансамбль Университета и скульптурный декор церкви Петра и Павла.

По- северному сдержан был стиль барокко в Северной Европе, в частности в Эстонии. Особенно энергично застраивалась Нарва. Её скромные и простые, но привлекательные купеческие дома, украшенные разными каменными портами, эркерами и другими мотивами, погибли во время Великой Отечественной войны. В 17 в. многие башни старых церквей получили новые барочные завершения. Один из киверов этого рода – таллиннской церкви Нигулисте – лишь недавно был восстановлен.

Скульптура

Как уже говорилось выше, скульптура это неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 в. был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур – мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды[4].

Живопись

Достижения в барочной живописи тоже не малые, например, знаменитые стенные росписи на античные сюжеты, выполненные семейством Карраччи, или произведение Микеланджело да Караваджо (1573-1610 ) - «Лютнис».

Испанское барокко представлено такими живописцами, как Эль Греко (1541-1614), который создавал картины на религиозную тему в темных тонах. Его последователем стал Хусепе де Рибера (1591-1652 ) и Франсиско де Сурбаран (1598-1664 ). Больше красочности и легкости в картинах Бартоломе Эстебана Мурильо (1618-1682 ), изображающих мадонн на серпе луны с порхающими меж облаков ангелочками, другие произведения, например, «Игроки в кости».

Один из самых знаменитых художников того времени - Диего Веласкес (1599-1660) - автор портретов испанской королевской семьи («Менины»), придворных, королевских шутов, животных («Голова коня из конного портрета Филиппа II»).

Величайшим мастером фламандской живописи был Петер Пауль Рубенс (1577-1640), его знаменитая работа «Мадонна в венке». Десятками выходили из его мастерской большие картины на исторические, мифологические и другие сюжеты. Даже религиозные картины Рубенс наполнял невиданной прежде силой и страстью.

Барочный стиль принес человечеству дорогие украшения, которые до сих пор поражают воображение своим изяществом и блеском, красивую и богатую одежду.

Именно в эпоху барокко были изобретены надолго оставшиеся в обиходе предметы обстановки: письменные столы, комоды, платяные шкафы с высокими, затейливыми фронтонами; сидения стульев и кресла стали обивать. Толстые шаровидные или завитые ножки стульев или столов, обивочные ткани с крупными цветочным узором, балдахины над кроватями, роскошные кареты.

Таким образом, стиль барокко преподнес миру немало чудесных произведений искусства, архитектуры, скульптуры. Многочисленные барочные памятники истории сохранились и поныне.


Заключение

Рассмотрев стиль барокко, мы пришли к следующим выводам:

- стиль барокко – это самый необычный стиль в истории, появившись, он, поразил все что мог: архитектуру, изобразительное искусство, быт, саму жизнь человека той эпохи;

- стиль барокко предавал каждой стране особый облик, характерен для менталитета данной страны;

- особенно барочный стиль проявил себя в архитектуры и подарил нам прекрасные церкви и дворцы.

В настоящее время стиль барокко возобновляется. Очень многие модельеры, скульпторы, архитекторы много заимствуют идеи у барокко.


Список использованной литературы

1. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры. – М.: МГУК, 1996. – 288с.

2. Гамбрих Э. История искусства / Э. Гамбрих. – М.: АСТ, 1998. – 688с.

3. Кон-Винер История стилей изобразительных искусств. – М.: СВАРОГ и К, 2000. – 218с.

4. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

5. Популярная история архитектуры / Сост. К.А. Ляхова, Г.В. Дятлева, О.В. Лапшова, Е.В. Доброва, Ю.В. Рычкова. – М.: Вече, 2001. – 528с.

6. Свидерская М.И. Искусство Италии XVII в. / М.И. Свидерская. – М.: Искусство, 1999. – 177с.

7. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 1998. – 352с.

8. Вийранд Т. Молодежи об искусстве. – Таллинн: КУНСТ, 1990. – С. 100-117.


[1] Вийранд Т. Молодежи об искусстве. Таллинн, 1990. С. 100-117.

[2] См.: Мировая художественная культура: Архитектура. М., 2004. С. 387.

[3][3] См.: Вийранд Т. Молодежи об искусстве. Таллинн, 1990. С. 116.

[4] См.: Вийранд Т. Молодежи об искусстве. Таллинн, 1990. С. 107.