Смекни!
smekni.com

Портрет в русской живописи второй половины XIX века на примере картины И. Н. Крамского Пор (стр. 4 из 7)

Глубокий интерес к жизни народа побудил художников к серьезной работе над жанровой картиной, а это, в свою очередь, заставило их прибегать к написанию многочисленных этюдов с натуры, к поискам лиц и характеров, способных выразить существо задуманного сюжета. Перерабатывая этюды, иногда достигавшие полной законченности портретных образов, необходимый для картины, художник жертвовал индивидуальными портретными чертами, лишними и даже неуместными в картине. Обострение и определение характера, которое наблюдается при переходе от этюда к картине, состояло почти всегда в выявлении типических черт персонажа, которые не ясно читались в портретном этюде. Взволнованные чувства, вызванные темой, сюжетом, разговор, действие. Общая ситуация и вся бытовая обстановка — все это прямое достояние жанровой живописи, ее обязательные, специфические признаки. Чем строже ограничен портрет личностью одного человека, чем более собрано внимание художника на этой личности, тем более сильными возможностями располагает он для ее характеристики.

Следует отметить, что наши художники превосходно осознавали особенности различных жанров и видов живописи, в частности портрета и бытового жанра, и мы почти не наблюдаем непродуманного смешения этих двух столь различных по своим задачам «специальностей». [17,с. 16]

Приток иностранных художников во второй половине XIX века в Россию сильно сократился. Но это не мешало постоянно жившим или путешествовавшим за границу русским аристократам пользоваться услугами знаменитых иностранных художников.

Портреты второй половины XIX и начала XX века — это огромный, все еще недостаточно освещенный вклад в сокровищницу мирового искусства. Их появление именно в России представляет собой явление, глубоко закономерное в общем движении нашего искусства к демократическому реализму. Сила русских художников в том, что они обеспечили непрерывное развитие портретного искусства.

Портрет по своей сущности, не простое изображение человека, и в своей основе предполагает не только передачу внешнего, но и передачу внутреннего, выражение свойств, сути, души человека, а не только изображение его внешности, его внешних проявлений.

Написанный непосредственно с натуры, в живом общении с моделью, путем непосредственного ее изучения и наблюдения, портрет является основой реалистического искусства. Русский портрет лишь к рубежу XVII и XVIII столетия окончательно оформился в самостоятельный жанр. Далее пройдя долгий путь от признака социального превосховства, успешно развивается в первой половине XIX века, достигнув вершины в портретах второй половины XIX века, поражающих эмоциональностью образов и красотой пластической формы. Гуманизм, особое внимание к человеку составляет одну из главных особенностей русского портретного искусства. Благодаря этим качествам, признающим ценность личности, портрет получает особо широкое развитие в русском искусстве.

Глава 2 Портрет в творчестве И. Н. Крамского

2.1 Творческая биография Ивана Николаевича Крамского

«…стоит только перейти к истории взглядов и направлений в русском художестве, как сейчас же придут на ум его огненные речи, его воодушевляющие письма, и тогда непременно всякий преисполнится глубоким уважением к этому прекрасному и умному человеку, пламенному энтузиасту искусства и неутомимому деятелю, не знавшему ни корысти, ни зависти.» – А. Бенуа [1,с. 259]

Творчество Ивана Николаевича Крамского занимает особое место в истории русской художественной культуры. Его молодость пришлась на «период реформ» 1860-х годов, полный надежд на лучшее будущее, а последние годы жизни прошли под знаком глубокого политического и духовного кризиса 1880-х годов. Искусство Крамского хронологически соединяет эпоху Брюллова и Александра Иванова с эпохой Валентина Серова и Врубеля. [22,с. 4]

Изучение портретного наследия Ивана Николаевича Крамского облегчается огромной перепиской, которую вел художник, и его автобиографическими воспоминаниями. Благодаря этому, поистине драгоценному, материалу трудный путь Крамского становится ясным и глубоко поучительным. Его мысли о живописи вообще и о портрете в частности отличаются глубиной, прогрессивностью и новаторством. Крамской был замечательным художником-мыслителем.

В начале 50-х годов наблюдается чрезвычайный успех фотографии, недавно изобретенной. Фотография быстро получила широкое распространение и в России. Друг Крамского художник-любитель М. Б. Тулинов также начал заниматься фотографией.

Изобретение фотографии явилось очень серьезным моментом, отразившимся на судьбе многих художников и некоторых видах живописи. Заменив для небогатых заказчиков живопись, фотография убила портретную миниатюру, В редчайших случаях дата миниатюрной живописи и миниатюрного акварельного портрета перешагивает за грань 50—60-х годов; 60-е годы и следует считать концом этих видов живописи.

Многие художники, занимавшиеся живописью как ремеслом, стали прибегать к помощи фотографии. Появились сомнения в необходимости существования живописи, особенно живописи портретной. И уже во времена Крамского развивали эту теорию. Казалось, зачем трудиться художнику, когда есть фотографический аппарат, точно передающий черты лица, прическу, фигуру человека, его костюм и аксессуары.

Портретная фотография начала успешно конкурировать с портретной живописью и рисунком, привлекая потребителей дешевизной, доступностью и быстротой исполнения. Фотография избавляла модель от необходимости продолжительного и неподвижного позирования перед художником. Портретисты уже давно сознавали, как важно бороться с утомлением модели, и всячески старались сократить количество портретных сеансов: с натуры писали только лицо и руки, а костюм, и в ряде случаев даже фигур писали без участия натуры. Но многие заказчики все, же хотели получить живописный портрет, некоторые в силу сложившейся традиции, другие - из великосветского снобизма. Они предпочитали живопись не только потому, что она цветная, но и потому, что она дороже, чем фотография, и исполнена на холсте, является «вещью», над которой как-никак трудился художник, а не бумагой, непрочной и неценной. Но, конечно, среди заказчиков встречались люди, понимавшие искусство. Они надеялись, что работая с натуры, художник сумеет оживить изображение силой своего творчества, сумеет сообщить портрету жизненность, недоступную фотографии. Для них живописное творение художника всегда стояло неизмеримо выше самой совершенной фотографии.

Во время Крымской войны в родной город Крамского — Острогожск были направлены крупные воинские части, следовавшие в Крым. Иногда в этом городе они надолго задерживались, и вокруг военного лагеря обосновалась масса различных мелких торговцев и предпринимателей. Между ними был и фотограф по фамилии Данилевский. Тулинов, познакомившись с фотографом, порекомендовал ему пригласить Крамского в качестве ретушера.

Собственно этот факт и следует считать началом если не деятельности художника, то постоянных и серьезных наблюдений над внешностью человека. Несомненно, что Крамской своими глазами видел тех людей, над фотографиями которых он должен был работать.

Из записей дневника Крамского следует, что поневоле занимаясь ретушью, Крамской уже в то время страстно любил живопись. Совсем неожиданно звучат его слова о пейзаже: «...часто делаюсь задумчивым, взглянув несколько раз на какой-нибудь ландшафт. Я преимущественно люблю ландшафты, а к особенности, если они представляют ночь, вечер, или что-нибудь в этом роде...». [17,с. 100] И далее он пишет, что привязывается к какому-либо человеку только потому, что он любит живопись, «за то, что он понимает эту стихию живописи, без которой внутренняя моя жизнь не может существовать». Вот как рано ощутил Крамской то, что он называет стихией живописи. Судьба нескоро позволила ему вплотную подойти к любимому делу.

Поссорившись с Данилевским во время пребывания фотографии в Нижнем Новгороде, Крамской решил переехать в Петербург, где скоро устроился в качестве ретушера в фотографии Александровского, а затем перешел работать к художнику и фотографу Деньеру. Мы не знаем собственных произведений Деньера, но можно предполагать, что его художественная карьера была неудачна. В то же самое время он хорошо овладел техникой фотографии, и скоро его фотографическое заведение стало первым в столице. Оно еще более укрепило свою репутацию, когда Деньер пригласил Крамского. На фотографию Деньера посыпались заказы, вся знать столицы стремилась у него фотографироваться, вероятно, многим стало известно, что их портреты пройдут через искусные руки художника Крамского. В то же время Крамской сблизился с учениками Академии художеств, прежде всего с А. Д. Литовченко, который тоже стал работать как ретушер. Крамской охотно делился своим, уже большим и совершенным, мастерством ретуши с новыми друзьями. Они в свою очередь помогали ему настоятельными советами поступить в Академию художеств, видя его тяготение и способности к искусству.

Будучи студентом Академии художеств, молодой Крамской, потрясенный знаменитой картиной А. Иванова «Явление Мессии», привезенной в Россию в 1857 году, выступил в печати со своей первой критической статьей. И все же, для проявившего явный интерес к данной теме, явилась несколько неожиданной в творчестве Крамского картина «Христос в пустыне» (1872). Но здесь нет мистического начала, перед нами крупная и незаурядная личность и в то же время земной человек, погруженный в глубокое раздумье о смысле и назначении жизни, человек, делающий мучительно трудный выбор жизненном судьбы, выбирающий благо людей ценой самопожертвования. Художник, по мысли Крамского, - пророк, открывающий истину людям своими творениями. Именно ему, русскому художнику «предстоит поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы их сердце забило тревогу». [22,с. 4] С этого времени имя Крамского тесно связано с нарождающимся искусством, со становлением русской школы живописи.