Смекни!
smekni.com

Портрет в русской живописи второй половины XIX века на примере картины И. Н. Крамского Пор (стр. 6 из 7)

Если сравнить по цвету освещенные части фигуры с полутеневыми и теневыми частями, то можно увидеть, что они различаются не только по светлоте, но и по цветовому оттенку, так как отраженный свет, освещающий теневую часть предмета, имеет другой состав.

Тяжелые, звучные, но будто немного приглушенные аккорды насыщенных, сильных тонов сразу вводят нас в атмосферу тяжких раздумий, пылающие отсветы красного цвета, будто теснимые темнотой вокруг, раскрывают перед нами драматическую «музыку» душевной жизни не меньше, чем ее скорбный взгляд. Всюду можно найти музыку цвета, обладающую необычайной емкостью и чуткостью человеческих мыслей и чувств. Здесь дело представляется таким образом, что живописец не передает краски, а строит колористическую атмосферу образа.

Система организации цвета, полностью подчинена задачам художественного образа. Тональные колористические отношения в произведении, моделируют пространство, и создают разницу фактур. Исключительно при помощи тональных отношений, создана фактура ткани, можно с уверенностью сказать, что это бархат. Для углубления драматического контраста, художник привносит в центр композиции оттенки серого цвета, который рядом с яркими, контрастными цветами, начинает буквально звучать. Данное сочетание, концентрирует яркость и объем статичного центра композиции.

Крамской увидел в народе большое разнообразие характеров, и главное, совершенно покончил с умиленно-сентиментальным или жалостливым толкованием народных типов.

В реалистической живописи надо уметь выражать состояние освещенности изображаемых объектов. Общее тоновое состояние - необходимое условие колористического объединения красок картины.

Это произведение выражает, долгое время складывавшийся, авторский стиль. Все, что свойственно автору, типичная для его портретов композиция, сдержанный колорит. Загадочно задумчивый, немного усталый взгляд, служащий окном, открывающим внутренний мир, характер. Необычайная глубина, как бы светящееся изнутри лицо, еще раз подчеркивает, что портрет для Крамского, это не просто изображение человека. В этом портрете художник создает ощущение, будто готов в любой момент отразить застывшие эмоции, спрятанные глубоко внутри образа.

Зрительная достоверность портрета дает возможность судить о показанном человеке, кто он, к какому кругу людей принадлежит, каков его жизненный путь, взгляды, поведение.

Именно зрительная полнота и пластическая многогранность изображения придают портрету жизненную убедительность и художественную выразительность. И как много открывает для зрителя художник-портретист, если он в состоянии так убедительно передать глаза человека, их живой влажный блеск, их осмысленный взгляд.

Внимание Крамского неизменно сосредоточено на лице модели. Он видит его с необычайной ясностью, пишет строго и горячо, заканчивает нередко в один сеанс, схватывая «умом, чувством, глазами голову всю зараз». Погружаясь в сложность чужого существования, он вырабатывает живописный язык, способный передать сокровенные глубины ощущений. Через неуловимую игру светотени, мягкость пластики, «незаметность» рельефа, «волнующуюся и движущуюся линию и форму» он пытается воспроизвести подвижный мир человеческой души.

Глубокий психолог, он, как и прежде, проявлял большое внимание к внутреннему миру человека, а интерес к неповторимым особенностям каждой отдельной личности из числа тех, кого ему приходилось портретировать, пожалуй, даже возрос.

Внутреннее богатство духовного мира человека, изображенного на портрете, раскрывается благодаря способности людей познавать и оценивать многообразие его внешних проявлений. Во внешних данных, в пластике телесных форм просвечивает внутреннее содержание: черты характера, темперамент и нравственный мир личности. По внешнему облику, по выражению глаз угадывается настроение человека, его психологическое состояние. Подчеркивая характерные внешние черты, художник добивается в изображении выявления внутреннего содержания человека. Задумчивость, радость, грусть - все бесконечные переживания человеческой души и свойства характера отражены в произведении благодаря умению художника выразить их во внешних, зрительно достоверных пластических формах.

Состояние мучительного раздумья человека воплощено во всем: в неподвижной, словно окаменевшей позе, в сосредоточенном и вместе с тем ничего вокруг не замечающем взгляде, в плотно сжатых губах.

У нее модная прическа, редкие волосы челкой полузакрывают лоб; некрасивой формы нос, тяжелый подбородок, короткая, спрятанная в плечи шея. Темное платье, обтягивающее талию, украшенное кружевом. Она спокойно сидит, приукрасилась до последней возможности всеми атрибутами богатства ее облика.

Необыкновенное умение изображать натуру, в мельчайших деталях, сохраняя при этом, общую целостность, создавая акцент внимания именно на главном, сохраняется у мастера до конца жизни. В подтверждение этого, мастер продолжает создавать портреты подобные этому.

Данное произведение, безусловно, является неотъемлемой частью творческого наследия Крамского, как пример его классического портрета. Никоим образом, нельзя утверждать, что подобные портреты были менее значимы для художника, чем тематическая картина. Именно в подобных портретах изображая человека он, прежде всего, видит образ души. Уделяя большое внимание к внутреннему миру человека, Иван Николаевич Крамской привнес в русское изобразительное искусство интерес к неповторимым особенностям каждой отдельной личности.

Таким образом, тенденция правдивого отражения в жизни живописи, стремление выразить глубокий внутренний мир человеческой души, раскрыть этические ценности — все это приобрело, основополагающий характер в творчестве художников демократической русской школы второй половины XIX века. И чем глубже историческая перспектива, тем все более очевидно, что в развитии русского искусства Крамской — самостоятельный художественный метод, собственный стиль, существующий в общих рамках передвижнического реализма. Всего, чего он добился в своем творчестве, он добился упорным, настойчивым трудом, и конечно сохранившимся на протяжении всей жизни стремлением к еще более глубокому познанию человеческой сущности.

Заключение

В искусстве станковой живописи в конкретных, чувственных образах отражается история человечества, раскрывается сущность каждой эпохи, ее идеалы, отношение человека к окружающему миру. Интерес к произведениям живописи потому и не ослабевает, что они находят живой отклик в душе человека, будят в нем новые мысли, чувства, вызывают эстетические переживания. Эти переживания знакомы каждому. И никакой другой вид изобразительного искусства не обладает такой силой эмоционального воздействия на человека, как станковая живопись. Живописец может на холсте или бумаге воспроизводить состояние природы при любой освещенности, передавать одухотворенную красоту человеческого лица, изображать материальную прелесть цветов или фруктов; простыми красками создает изображение жизни, которое восхищает людей на протяжении нескольких столетий.

Портрет, безусловно, сыграл огромную роль в искусстве второй половины XIX века. Являясь отражением самой жизни, именно портрет мгновенно откликнулся на изменения, происходившие в обществе XIX века. Факт появления общественного мнения ставит портрет во главе искусства, ибо он утверждает ценность человека, как личности, показывает его внутренний мир. Здесь портрет и портретный образ теперь не просто «герой», а человек, как он есть. Достоверность для образа внутреннего мира может быть условна, но для портретного образа в той или иной степени она совершенно непременна. В то же время, портрет не сводится к изображению лица и фигуры человека, но подразумевает изображение целого мира сквозь претворенную искусством человеческую личность, индивидуальность. Зритель видит внутренний мир изображенного человека, через призму общих с художественным образом чувств и мыслей.

Русский портрет развивался удивительно быстро — от парсун конца XVII века к портретам в XVIII веке, которые с полным правом можно поставить в один ряд с лучшими образцами современного им европейского портретного искусства. Гуманизм, особое внимание к человеку представляет собой одну из главных особенностей русского портретного искусства. Русское просветительство, выработавшее высокое представление о ценности человеческой личности, оказало большое и плодотворное влияние на портретное искусство. Оно успешно развивается и во второй половине XIX века достигает вершины. Вторая половина XIX века была порой расцвета русского реалистического портретного искусства. В нем отражено новое представление о ценности человеческой личности, деятельность и творческая сила которой направлены на служение народу. Художники всегда очень объективно давали оценку человеку, его общественной значимости и места в жизни русского общества.

В XIX столетии ни одна страна Европы не имела такого блестящего созвездия художников-портретистов, как Россия. В течение четырех десятилетий (1860—1890-е годы) был создан реалистический русский портрет, единый, несмотря на различие стилей, связанных с движением времени, и особенности индивидуальных почерков художников. Русский портрет впечатляет своей эмоциональной силой, способностью глубоко выражать внутренний мир человека во всей его полноте и значительности.

Никогда еще в живописи не появлялось такого значительного количества портретов выдающихся прогрессивных деятелей эпохи, причем в каждом из этих портретов можно видеть не, только яркое выражение индивидуальною облика писателя или ученого, музыканта или художника, но печать исторической эпохи и ясные черты национальности. Это, бесспорно, русские люди. И в портретах простых людей художники отмечали наиболее ценные и яркие стороны национального характера. Художник одним из первых подмечает начинающееся расслоение мира, которое русская живопись отразит бесстрашно, хотя и не без горечи.