Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Факультет искусств
Кафедра истории отечественного и зарубежного искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIXВЕКА НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ И. Н. КРАМСКОГО «ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ»
Выполнил студент
1 курса, группы 1382в
Гаманович Григорий Леонидович
__________________
(подпись)
Научный руководитель
Ст. преп. к. иск.
Шелюгина Ольга Александровна
__________________
(подпись)
__________________2009г.
Оценка_________________
Барнаул 2009
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Специфика портрета как жанра 8
живописи в искусстве XVIII-XIX веков
1.1 Портрет как жанр живописи 8
1.2 Развитие портрета в русской живописи XVIII-XIX веков 12
Глава 2 Портрет в творчестве И. Н. Крамского 20
2.1 Творческая биография Ивана Николаевича Крамского 20
2.2 Портретное творчество И. Н. Крамского на примере картины 27
«Портрет неизвестной»
Заключение 33
Список источников и литературы 36
Введение
Портрет, безусловно, играет огромную роль в искусстве второй половины XIX века. На волне либерализации у художников возникает принципиально новый взгляд на мир. Множество мастеров этой эпохи, каждый со своим видением мира, составляют общность новых идей, открытую для развития, в изменившемся обществе тех лет.
Данная тема не перестает быть актуальной, так как, представляется очевидным то, что богатейшее портретное искусство второй половины XIX века может послужить неким ориентиром, для разнообразного современного искусства, и может стать основой для принципиально нового портрета. Иван Николаевич Крамской, как идейный вдохновитель главного в истории русского искусства «переворота», основоположник формирования демократического искусства воплощает в произведениях нравственные идеалы эпохи. На примере его творчества представляется возможным наиболее полно изучить роль портрета в искусстве второй половины XIX века. Именно многогранность нового для тех лет направления в искусстве, его принципиальная новизна, делает его особенно ценным для изучения. Данная тема уже довольно широко изучена, общепризнанность, и общедоступность сведений о специфике этого выдающегося периода в искусстве может сыграть важную роль в современном искусстве.
Теория портрета и живописного произведения рассмотрена наиболее полно в книге «Об искусстве портрета» М.И. Андрониковой [5]. Книга содержит общие закономерности создания художественно образной системы в портрете. Рассматривается как история портрета, так и проблема формирования художественного образа в портрете. О портрете в книге «От замысла и натуры к законченному произведению» С. Г. Капланова [13], рассказывает в форме сравнения хода работы и персональных техник нескольких художников, вместе с тем давая краткую историю и характеристику живописи XIX-XX веков; так как данная работа предназначена для учащихся по специальности «искусствоведение», она также содержит методические указания по анализу картин. Более глубоко проблему анализа идейно-образного содержания картин, сюжетов и тем рассматривает в книге «О произведениях живописи» Р. В. Гараева [8]. Здесь рассматриваются различные этапы создания живописного произведения, от начального замысла до его воплощения. Т. М. Степанская в методическом пособии «Основы научных исследований и методические рекомендации к курсовым работам по специальности «искусствоведение» [20], приводит указания по методике и методологии научного исследования, рекомендации к выполнению курсовых работ и краткий словарь терминов, план стилистического анализа картин. Литература по данному разделу явилась основой теоретического блока исследования.
Искусствоведческая литература естественно рассматривает теорию создания живописных произведений совершенно по иному, нежели технологические пособия для художников. Основная разница состоит в том, что первые изучают «результат» и прежде всего художественный образ, а вторые процесс самой работы и создание художественного произведения как ремесло. Существует великое множество книг по проблеме формирования художественной формы произведения, так Г. В. Беда [7], в своей книге «Цветовые отношения и колорит», не использует какого либо системного разделения конкретных частей темы, элементы анализа произведений живописи перемежаются с множеством цитат, с научными, статистическими данными, ссылками на литературу. Эта книга содержит ценные выдержки из искусствоведческой литературы, комментарии художников по проблемам теории искусства, примеры анализа произведений живописи. В книге в общих понятиях сформулирована теория цветовых отношений и колорита, а также общие закономерности построения живописного произведения. Известный чешский теоретик искусства Богуслав Сланский в книге «Техника живописи» [19], рассматривает теорию живописного произведения несколько в ином аспекте, книга представляет собой пособие для художников по вопросам технологии для живописной и реставрационной работы.
Важной стороной в изучении темы явилась литература по истории жанра, стиля. Литература из раздела истории русской живописи рассказывает о художественной традиции того времени, основных направлениях в искусстве станковой живописи на конкретных, исторических примерах. Общее представление о портретном искусстве второй половины XIX века может дать книга «Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века» [17], она представляет собой ряд статей в виде рассказов, посвященных наиболее значимым деятелям искусства. Большое внимание уделено становлению во второй половине XIX века нового для России демократического искусства. Главным объектом данного исследования является станковый портрет. Работа построена как ряд монографических очерков, которые в целом должны дать представление о портрете того периода. В схожей форме эссе представлены книги «Русская живопись. Мысли и думы» [6] и «Рассказ о русской живописи» [16]. Б. В. Асафьев, автор книги «Русская живопись. Мысли и думы», своей главной целью делает рассмотрение эволюции реалистического портрета и проблемы сохранения реализма искусства вообще, утверждение портрета, как ведущего жанра живописи. Как и книга Григория Семеновича Островского «Рассказ о русской живописи», она построена в виде ряда рассуждений, литературных очерков в свободной форме. Но книга Островского отличается системным подходом, она освещает основные этапы развития русской живописи, содержит сведения об истории создания отдельных произведений, фрагменты воспоминаний и писем.
Самая главная группа книг, послужившая фундаментом всей работы, это, безусловно, монографии о жизни и творчестве И. Н. Крамского. Всю суть искусства и закономерности складывания авторского, неповторимого стиля Крамского, наиболее полно представляет Софья Ноевна Гольдштейн в книге «Крамской. Жизнь и творчество» [11]. Здесь имеет место, расширенный анализ, отдельных произведений и структуры авторского стиля в общем. В литературе широко представлена биография, с различных точек зрения показаны аспекты композиционного и колористического построения картин Крамского. Останавливает внимание, как и многие другие, именно на творчестве, в тоже время отличается. Некоторые отличия в форме изложения информации очень явно заметны, например М.А. Немировская [15] или Н.А. Яковлева [23] сходным образом, в виде эссе повествуют о жизни и творчестве Крамского. Такой подход используется, прежде всего для популяризации какой либо темы, именно такие издания часто служат побудительным мотивом, к более серьезным и глубоким изысканиям. По иному показана биография И. Н. Крамского в книге Т. Юденковой [22]; жизнь художника рассматривается в контексте общественных событий, показана взаимосвязь и их влияние на искусство. В данной монографии о жизни и творчестве Ивана Николаевича Крамского последовательно рассматриваются этапы художественной и общественной деятельности выдающегося мастера.
Анализ литературы показывает, что из научных трудов искусствоведов можно узнать самые разнообразные факты из биографии, мнения о многих сторонах живописного мастерства Ивана Николаевича Крамского. Однако монографические очерки не всегда затрагивают вопросы авторского стиля художника.
Обозначенные в литературе опорные точки помогают выделить главное, а именно цель исследования, заключающуюся в том, чтобы выявить особенности и место портрета в русской живописи второй половины XIX века на примере картины И. Н. Крамского «Портрет неизвестной».
Задачи работы:
- Изучить теории портрета как жанра живописи.
- Рассмотреть историю портрета в русской живописи XVIII-XIX веков.
- Изучить творческую биографию Крамского.
- Провести развернутый стилистический анализ картины И.Н. Крамского «Портрет неизвестной»
Прямым источником исследования, является картина И. Н. Крамского «Портрет неизвестной» из собрания Государственного художественного музея Алтайского края. Техника выполнения - холст, масло. Размер картины - 69х55см. Год создания: 1886, картина поступила в музей из частной коллекции в 1974. В том же году, в Третьяковской галерее проведена экспертиза на подлинность. Из специальных пометок: на лицевой стороне, в правом нижнем углу подпись автора и дата (буквы И и К переплетены).
К косвенным источникам можно отнести сборник писем и статей «Крамской об искусстве» [3]. Его переписка с другими художниками и видными общественными деятелями эпохи дает нам представление о том, как, художник относился к своему творчеству и искусству в целом. Статьи содержат объективные суждения и мысли по поводу выставок и отдельных картин; о художниках, о портрете и в целом о живописных произведениях.