Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи.
Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.
Архитекторы | Основные сооружения и проекты |
Доменико Андреа Трезини (1670-1734) | По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры. |
Георг Иоганн Маттарнови | Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова. |
Н. Ф. Гербель | По его проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор. |
Готфрид Шедель | Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца. |
И. П. Зарудный (1670-1727) | Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге. |
9) Изобразительное искусство первой четверти XVIII века
Общие черты развития живописи
· Живопись по характеру стала преимущественно светской.
· Художники отходят от иконописной манеры письма и стремятся передать объем предметов и глубину окружающего их пространства; освоение светотени и линейной перспективы.
· Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета.
· Бурное развитие гравюрного искусства.
Художники | Основные произведения |
Иван Никитич Никитин | «Портрет Петра I», «Петр I на смертном ложе», «Портрет Натальи Алексеевны», «Напольный гетман», «портрет канцлера Г. И. Головкина» |
Андрей Матвеевич Матвеев | «Автопортрет с женой», портреты И. А. и А. П. Голицыных, участвовал в росписи купола и подкупольного пространства Петропавловского собора. |
Алексей Федорович Зубов | «Васильевский остров», «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга» |
Скульпторы | Основные произведения |
Карло Бартоломео Растрелли | Бюст А. Д. Меншикова, бюст Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», «Нептун». Участвовал в отделке интерьеров дворца «Монплезир» и в создании Большого каскада и фонтанов в Петергофе. |
10) Театр и музыка при Петре I
Театр
1701 г. – школьные театральные представления в Славяно-греко-латинской академии.
1702 г. – первые представления в Москве немецкой труппы И. Кунста и русских актеров, определенных в ученики.
1702-1707 г. – постройка в Москве на Красной площади публичного театра.
1705 г. – студенты Киево-Могилянской академии поставили трагикомедию Ф. Прокоповича «Владимир», первую отечественную пьесу, посвященную борьбе киевского князя с язычниками.
Музыка
1721 г. – создание в Москве Синодального хора. Выступления в Петербурге оркестра герцога Голштинского.
Быстро распространялась танцевальная музыка. Танцевали менуэт, аллеманду, сарабанду, савош – танцы, пришедшие с Запада.
11) Итоги преобразований Петра I в культурной сфере
Произошел подъем просвещения, науки и культуры. Упрочились научно-технические и культурные связи России с другими странами. Изменения в быту, вытеснение церковного мировоззрения способствовали проникновению просветительских взглядов. Вместе с тем Петровские реформы не затронули глубинных слоев населения, возник разрыв между европеизированной верхушкой и остальным обществом.
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В 20-Х – НАЧАЛЕ 60-Х Г.Г. XVIII в.
2) Просвещение и школа
Общие черты развития образования
В 20-х – начале 60-х г.г. XVIII века произошел переход от массовой светской школы к системе закрытых сословных учебных заведений. Сеть духовных учебных заведений постепенно теряла всесословный характер и приобретала черты сословной замкнутости. Возникли художественные и театральные учебные заведения. Формировался слой отечественных преподавателей. К активной деятельности в области образования приобщались выходцы из купечества, мещанства, духовенства. Во всех учебных заведения введен обязательный предмет – Закон Божий.
В 1755 году был открыт Московский университет, идея его создания принадлежала М. В. Ломоносову. В университете имелось три факультета: философский, медицинский, юридический. Преподавание шло на русском и латинском языках.
В 1757 году по проекту И. И. Шувалова была учреждена «Академия трех знатнейших художеств», имевшая отделения живописи, скульптуры и архитектуры.
Новые учебники: ЭйлерЛ. «Руководство к арифметике для употребления в гимназии…», «Геометрия», Бакмейстер Л. «Краткое руководство географией», Ломоносов М. В. «Российская грамматика», Курганов И. Г. «Универсальная арифметика».
3) Наука и техника
Научным центром страны была Академия наук. Основными направлениями ее деятельности являлись физико-математические и естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций по изучению территории страны, готовила новые научные кадры, выпускала ежегодно научный журнал и была единственным издателем научной, научно-популярной и художественной литературы.
В Академию наук были приглашены иностранные ученые, среди них Д. Эйлер, Н. и Д. Бернулли Г. Ф. Миллер и другие. Постепенно появились отечественные ученые.
Математика, физика, химия, естественные науки | ||||
Леонард Эйлер | Создал уникальную энциклопедию физических и философских знаний, изложенных популярно – «Письма о разных физических и философских знания, писанные к некоторой немецкой принцессе». | |||
Даниил Бернулли | «Механика или наука о движении, изложенная аналитически» (на латинском языке). «Гидродинамика», исследование по теории движения жидкостей. | |||
Георг Вильгельм Рихман | Один из основоположников науки о теплоте и электричестве, вел работы по теории жидкостей, положил начало развитию практической теплотехники. | |||
Дмитрий Иванович Виноградов | Создатель отечественного фарфора. | |||
Михаил Васильевич Ломоносов | Создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке – физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, создал фабрику цветного стекла. | |||
История | ||||
Василий Никитич Татищев | «История Российская с древнейших времен», излагавшая события до 1577 г. Татищев положил начало научному изучению истории Отечества, подготовил публикации источников «Русская правда», «Судебник 1550 г.». | |||
Развитие техники | ||||
1735 г. | Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины отлили самый большой в мире колокол – «царь-колокол». | |||
1745 г. | М. В. Ломоносов создал действующую модель вертолета. | |||
1749 г. | В Петербурге введено первое центральное отопление горячим воздухом. |
4) Географические исследования
Даты | Экспедиции | Итоги экспедиций |
1725-1732 | Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, поиск путей в Индию и Китай. | Определена протяженность Сибири с запада на восток, доказано существование пролива между Азией и Америкой. |
1733-1741 | Вторая Камчатская, или Великая Северная, экспедиция по исследованию Сибири и поиске путей к Америке и Японии. Экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова. | Закладка Петропавловска на Камчатке, открытие Алеутских и Командорских островов, северо-западного побережья Аляски. |
1738-1741 | Экспедиция М. Шпанберга к японским островам.Экспедиция С. П. Крашенинникова по Камчатке. | Открыт путь от Камчатки к Японии, описана гряда Курильских островов. Описание полуострова, быта и жизни местных племен. |
Картографические труды и итоги научных исследований | ||
1727 | И. К. Кирилов завершил первое полное экономико-географическое описание России – «Цветущее состояние Всероссийского государства» | |
1731 | Соймонов Ф. И. «Описание моря Каспийского» | |
1737 | Издание «Атласа Всероссийской империи» |
5) Литература
Общие черты развития литературы
Завершился переход от средневековой жанровой системы к жанрам, связанным с европейскими направлениями барокко и классицизма.
Литература освобождается от церковного духовного влияния. В ней утверждались идеи гражданственности, просветительские тенденции, усилилась сатирическая направленность.
Сложился русский классицизм, ставший одним из национальных вариантов общеевропейского классицизма.
Формировался русский литературный язык.
Черты классицизма
Классицизм – художественный стиль в Западной Европе, возникший в XVII в. и обращавшийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В России возник в 30-е годы XVIII в.