Смекни!
smekni.com

История искусства от первобытного общества до искусства XVIII века (стр. 8 из 9)

Детинец – внутреннее укрепление в средневековом русском городе, прикрывавшее княжескую резиденцию и двор церковного владыки стенами и башнями. Термин «Д.» употребляется в летописях до 14 в., позже заменяется названием «кремль» или существовавшими одновременно с ним словами «град», «город».

Будущая Красная Площадь была устроена перед стенами Кремля как полоса простреливаемого пространства шириной около 110 саженей. Первоначально называлась «Торг» или «Пожар», а со второй половины XVII века – «Красная». В 1508–16 вдоль кремлёвских стен был вырыт ров шириной более 36 м и глубина 10–12 м, заполненный водой из реки Неглинная, и получивший название «Алевизов ров»; от проездных башен через ров были перекинуты мосты. Расположенная на границе между Кремлём и посадом, вблизи пристаней на Москве-реке площадь служила торговым центром Москвы, но долговременных торговых сооружений здесь не было. С постройкой Китайгородской стены Красная площадь оказалась в границах Китай-города. После пожара 1547 году Иван Грозный приказал построить на восточной стороне площади деревянные торговые ряды; в 1595 году по повелению Бориса Годунова они были заменены каменными, выходившими фасадом на площадь и тянувшимися параллельно Кремлёвской стене: Верхние, Средние, Нижние. В это время на площади находились пушечные раскаты – площадки для установки орудий. На раскате у Лобного места стояла Царь-пушка. В XVII веке возросла роль площади в жизни города, обогатился её архитектурно-градостроительный облик. В начале Никольской улицы был возведён Казанский собор в память об избавлении Москвы от польских интервентов. В 1624–1625 годах надстроена высоким шатром и украшена скульптурой Фроловская башня, через ворота которой совершались торжественные выходы царей и патриархов. Одна из наиболее пышных процессий – «Шествие на осляти» в Вербное воскресенье – направлялась из Успенского собора Кремля через Спасские ворота к собору Покрова на Рву; в шествии участвовали патриарх, царь, многочисленная знать, духовенство, стрельцы, певчие, дети. Через Воскресенские ворота Китай-города в северной части площади прибывали иностранные послы, направлявшиеся в Кремль или на свои подворья в Китай-городе. Площадь была вымощена брёвнами, на ней шла оживлённая торговля с рук и с лотков. У Спасских ворот на мосту через ров торговали книгами и гравюрами, у Никольских – блинами и пирогами. Под Спасским пушечным раскатом напротив ворот находился кабак, под Никольскими раскатами – погреба и лавки, где продавали квас, яблоки, сапоги и свечи. Возле Лобного места собирались торговцы полотном, рубахами, калачами, квасом. Из административных построек в северной части площади размещался Сытный отдаточный двор, в южной части – Тиунская изба.

2. Василий Иванович Суриков (24 января 1848, Красноярск – 19 марта 1916, Москва) – великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни. На картине два главных героя – молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу со взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

12. Искусство Руси 18 век

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1695–1715 годыи1715–1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Реформы в тетради:

1. строительство флота

2. ослабил роль церкви

3. Топором и мечом выносил западные тенденции: а) балы и маскарады, б) семейные портретные галереи, в) этикет

4. Строительство нового города – крепости.

1703 г. – издан указ о строительстве города Петербурга. Он стоит в устье реки Невы с целью укрепления границ и развития флота. В итоге город стал дворцовым и очагом новой культуры.

· 1 Реформы государственного управления

· 2 Областная реформа

· 3 Контроль за деятельностью государственных служащих

· 4 Реформы армии и флота

· 5 Церковная реформа

· 6 Вероисповедная политика

· 7 Финансовая реформа

· 8 Преобразования в промышленности и торговле

· 9 Социальная политика

o 9.1 Дворянство

o 9.2 Крестьянство

o 9.3 Городское население

· 10 Преобразования в сфере культуры

· 11 Образование

6 мая 1703 русским царем Петром I на отвоеванных у шведов землях, называвшихся Ингерманландией, была заложена крепость Санкт-ПитерБурх, так же стал называться и город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. Первоначальное Sankt-Piter-Burch было имитацией голландского произношения Sint-Petersburg, так как Пётр жил и учился некоторое время в Нидерландах. В 1720-е название Санкт-ПитерБурх меняется на Санкт-Петербург. Кроме официального названия в народе появляется также сокращённое, на русский манер «Питер-град» или просто «Питер».

Поскольку город начал строиться, когда еще продолжалась Северная война, первой и главной постройкой в нём стала крепость. Она была заложена на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города. Существует распространенная легенда, что первый камень Петропавловской крепости был заложен царем Петром собственноручно и что во время этого события в воздухе был замечен орел. Но данные утверждения не подтверждаются однозначно источниками: орлы не водятся в этой местности, а царь наиболее вероятно находился в это время в Лодейном поле, где строились корабли для будущего Балтийского флота.