Смекни!
smekni.com

Искусство и культура арабо-мусульманского мира (стр. 2 из 2)

¾ Османская архитектура

Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Святилища строились как обширный комплекс зданий с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор — айван.

Архитектурные элементы, выражающие исламский стиль

¾ Большие купола

¾ Минарет — бывает отдельно или парностоящим. В больших мечетях обычно четное число минаретов

¾ Большие дворы, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется четкой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру

¾ Использование геометрических форм и рептативной архитектуры — арабеск

¾ Использование симметрии

¾ Раковины и фонтаны для ритуального умывания

¾ Михраб— ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке

¾ Использование ярких цветов

¾ Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя

¾ Отточенные арки и арки в виде подковы

¾ Сотовый свод (мукарнас) — разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.

¾ Машрабия — балкон из кирпичей, или из выгрированный из дерева, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным

5. Ковроткачество.

Наиболее полно эстетические пристрастия мусульманских народов различных территорий демонстрируют ковровые изделия. Как известно, ковроткачество всегда было популярным занятием среди кочевников. Первые ковры имели примитивный рисунок, но с усовершенствованием красок и технологии производства ковровые изделия превратились в произведения искусства. Научный интерес к коврам возник в Западной Европе параллельно с высокой оценкой старых персидских ковров по признаку их художественных качеств, появившейся во второй половине 19 в. Преобладающее большинство образцов старинных ковров принадлежит культуре ислама, ибо для мусульманина ковер был тем сакральным местом, на котором он совершал молитву. В тех местах, где ковроткачество входит в обязательный минимум навыков женщины, невеста дарит ковер жениху. Порой ковер становился и погребальным саваном для мусульманина.

Композиционное построение большинства ковров организовано по принципу центрального поля и каймовой рамы. Часто центральное поле ковра занимает 50–60% его площади, остальное пространство занималось орнаментальными полосами, образующими раму. В орнаментальных построениях центрального поля чаще всего применяется принцип двуосной симметрии, основным элементом которого является многоугольная розетка гёль. Каймовая рама обычно состоит из одной или нескольких орнаментальных полос разной ширины, ограничивающих центральное поле. Декоративное построение каймовых полос организуется, как правило, по принципу ритмического чередования одного и того же элемента – раппорта.

Орнаменты, которые заполняют пространство ковра, воссоздаются из запаса композиционных схем, которые передаются ковроделами из поколения в поколение. Изображение сюжетов в ранних коврах обычно встречаются редко. Обычно преобладают абстрактно-символические элементы.

Очень часто в ковре, который готовила невеста для жениха, присутствовали листья винограда или инжира, что должно было означать пожелания счастья и благополучия. Количество раппортов на центральном поле также имеет свою смысловую нагрузку. Иногда их расположение – в форме треугольника или пятиугольника – показывает, что ковер используется как молитвенный, причем его расстилают таким образом, чтобы «острие» орнамента центрального поля (обычно это отдельно стоящий раппорт в первом ряду) обозначило киблу (ориентация на Мекку).

Иногда среди рисунков можно обнаружить свастику, которая в ковроткачестве обычно заменяет круг – древнеарийский символ солнца. На Дальнем Востоке свастика олицетворяет четыре ветра. Если удлинить два вертикальных конца свастики (один – вверх, другой – вниз), то получится древний тюркский знак, символизирующий союз неба и земли. Пятиконечная звезда, часто встречаемая в мусульманских странах (а в некоторых из них она является государственным символом, например, в Марокко или Саудовской Аравии) символизирует хамсат аль-аркан – «пять столпов ислама». Все эти символы (а также многие другие) до сих пор можно увидеть в декоре декоративно-прикладных изделий на Востоке.

Аналогичная задача ставится перед цветом. Например, красный цвет в Турции – цвет счастья. Красный цвет в коврах и тканях стран Востока с древних времен самый излюбленный. В старину турецкие мастера (в отличие от иранских) старались избегать зеленого цвета. Причина заключалась в том, зеленый цвет – цвет знамени пророка, и турки-сунниты считали, что нельзя позволить, чтобы люди топтали ковер, на котором присутствует этот цвет.

Естественно, что ковры, сделанные в мусульманских странах, несут на себе много символов, связанных с религиозным мировоззрением. Как было указано ранее, древние персидские традиции изображения картин царской жизни – пиры, охоты, сцены инвеституры (венчания на царство), столь характерные для различных видов иранского доисламского искусства, с приходом ислама не исчезли, хотя и несколько видоизменились.

Особое место занимают шелковые ковры, изготовленные в Гиляне. Эта прикаспийская область Ирана особенно славилась своими шелками. Как сообщает Марко Поло, сюда генуэзские купцы специально приезжали за шелком. Но родиной персидского шелководства считался Мерв (находится в Туркменистане). Самым распространенным изделием ковровых мастерских мусульманских стран был ковер для намаза – саджат (араб.) или намазлык (турецк.). Это небольшой, длиной около метра ковер, на котором, как правило, изображена арка – михраб. Ковер стелился таким образом, чтобы центр арки совпадал с киблой – направлением на священную Мекку. Как только началось промышленное производство, саджаты стали делать из искусственно окрашенных волокон на станках с механическим приводом.

Заключение

Мусульманская культура подарила миру одну ветку с всеобщего древа искусства, тем самым привнеся в мир нечто новое, доселе не существовавшее, и до не узнаваемости изменила то, что существовало до нее. Специфика и самобытность этого искусства поражает не знакомых с этой культурой людей и заставляет по-новому взглянуть на мир с другой точки зрения, сквозь призму религии и уклада жизни, которые существуют уже много веков, со времен возникновения ислама.

Список литературы

¾ Контен Людвиг – Понять Ислам, Ключевые слова – СПб, 2008г

¾ Ольга Бибикова - Онлайн Энциклопедия Кругосвет

¾ Википедия (Интернет Энциклопедия)