НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКОГО СЕВЕРА
Издавна вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а этот цвет в народном представлении связан с Солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы людям, живущим в трудных климатических условиях.
Для народной вышивки русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Ленинградская области и Карельская АССР, характерно ярко выраженное стилевое единство. К северным районам примыкают также Псковская, Новгородская и частично Калининская области. Общим для вышивки всех названных районов являются швы, выполняющиеся по счету нитей ткани: счетная гладь, косая стежка, роспись, набор и др. Эти счетные швы обусловили строгую симметрию и математически точную взаимосвязь орнаментальных мотивов в узоре. Технические приемы вышивки, в основе которых лежит отсчет нитей ткани, в значительной мере ограничивают свободу работы вышивальщиц, заставляя их придерживаться трех направлений - вертикального, горизонтального и диагонального, отчего все формы орнаментальных мотивов неизбежно приобретают четкие, суховатые, прямолинейные очертания.
Наибольшее распространение имели роспись (или полукрест) и белая строчка. Старинный двусторонний шов роспись, состоящий из мелких красных стежков, создавал на белом холсте тонкий графический узор. Обычно легкой линией намечался контур мотива, который заполнялся потом различными декоративными разделками: прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами и др. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора. Нежные голубые, зеленые и золотистые тона шелка, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность. Белая строчка относится к сквозным счетным швам, которые выполняются по разреженной ткани. Плотный белый узор размещается на сетке из квадратных или прямоугольных ячеек. Красота строчевых вышивок достигается четким выделением белоснежного узора на легком прозрачном фоне. Круг мотивов вышивок, выполненных швами роспись и белая строчка, очень близок. Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Основным же являлся гладкий ступенчатый или гребенчатый ромб.
Кроме геометрических мотивов, в северных вышивках встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев.
Вышивальный шов роспись
Старинный двусторонний вышивальный шов роспись, состоящий из мелких красных стежков, создавал на белом холсте тонкий графический узор. Обычно легкой линией отмечался контур мотива, который потом заполнялся различными декоративними раздалками: прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами и др. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился вышитый красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора. Нежные голубые, зеленые, и золотистые тона шелка, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность.
Белая строчка
Белая строчка относится к сквозным счетным швам, которые выполняются по разреженной ткани. Плотный белый узор размещается на сетке из квадратных или прямоугольных ячеек. Красота вышивки достигается четким выделением белоснежного узора на легком прозрачном фоне. Круг мотивов вышивальных техник роспись и белая строчка очень близок. Узоры этих вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Основной фигурой является гладкий ступенчатый или гребенчатый ромб.
Кроме геометрических мотивов, в вышивках русского севера встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображениями птиц и зверей. Сказочные птицы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые лебеди, горделивые кони, олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто в узорах встречаются и люди - женские фигуры с птицами или цветами в руках и всадники на сказочных конях.
Крестецкая строчка
В крестецком районе Новгородской области развился другой вид белоснежной сквозной вышивки - Крестецкая строчка. Эта техника вышивки сложилась во второй половине XIX века на основе игольного кружева, широко распространенного в этот период в отделке городского платья. Основой крестецкой строчки является геометрический орнамент, построенный на сочетании округлых и остроугольных форм. Своеобразие этой уникальной вышивки заключается в том, что каждый отдельный прием ее выполнения образует самостоятельные формы орнамента, которые по разному сочетаются и варьируются в узорах. Выполняется вышивка по крупной сетке или в просветах удаленной ткани. Небольшие прозрачные кружки на тонкой, как паутина сетке сочетаются с многолучевыми звездами. Вышивка в технике крестецкой строчки требует большого мастерства.
Символика мотивов
Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женщин в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой. Лебеди у сельских жителей являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты, считались символом верной любви. Уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома и были символом плодородия. Голуби - символом супружеской верности и залогом счастливой семьи.
Позднее древняя символика многих изобразительных мотивов была позабыта. Однако, по традиции, мотивы включали в узор свадебных рубах и полотенец как необходимый символический элемент, являющийся залогом благополучия новой семьи. Образ величавой женской фигуры, считавшийся у древних словян символом плодородия, к девятнадцатому столетию стал основой для изображения народных праздников и обрядов. В народных вышивках этого периода почти повсеместно встречается изображение хоровода девушек, всадников с ветками зелени в руках, ряженых, венчание молодых в церкви, свадебный поезд с женихом и невестой и так далее.
К вышивкам, получившим широкое распространение во второй половине 19 века, относятся также тамбурный узор и крест. Узоры, выполненные крестом, во многих случаях являлись повторением старинных вышивок, выполненных в технике роспись.
Понимание содержания узора их творцами раскрывают поясняющие надписи, которые помещали на вышивке: "Развесистый тополь"; "Ета гулянка в Екатингофском саду"; "Едет графина Орлова Мария Алексиивна"; "Сие райская птица Сирии" или "Алконост" и т.д.
Первоначальная семантика сложных древних сюжетов вышивки забыта населением, что показали не только исследования XX в., но и отмечено было еще в 60-70-х годах прошлого столетия. Понять первоначальную семантику этих сюжетов можно лишь с привлечением сравнительных данных о верованиях, обрядах, фольклоре русской деревни XVIII-начала XX в., а также разнообразных исторических свидетельств и древних иконографических памятников.
Орнаменту свойственна непрестанная изменяемость, его мотивы в течение многовековой жизни подвергались переработке. Тем не менее архаические сюжеты лицевых вышивок, дошедшие до нас во множестве вариантов, позволяют проследить устойчивость определенных черт, увидеть в них повторяющиеся, "общие места". Такими устойчивыми элементами являются образы женщины, дерева, всадников в окружении птиц, зверей, представленных в определенной трактовке, имеющих ряд особенностей, что позволяет в них видеть архаический пласт в вышивке.
Все части сложной композиции взаимосвязаны и отражают соподчиненность персонажей, обращение к центральной антропоморфной, большей частью женской фигуре (или дереву), которая как бы ниспосылает окружающим благословение, а иногда и выражает устремленность вверх - к какому-то более высшему существу.