Его творчество они рассматривают как яркую страницу польской национальной культуры. Такая точка зрения представляется односторонней и потому не верной. Известно, что творческая деятельность Рущица в основном протекала на белорусской земле. Здесь он создал свои произведения, в которых изобразил природу Белоруссии и жизнь белорусского народа. Архивные материалы, воспоминания современников знавших Рущица лично, дают основания высказать новую точку зрения на творчество художника. Ф. Рущиц был не только польским, но и белорусским живописцем. В его творчестве нашли отражение жизнь и быт белорусского народа, преломились традиции белорусской реалистической живописи. Как говорила автору дочь художника. Янина Рущиц, ее отец всегда считал себя "тутэйшым", т.е. белорусом.
Ф.Рущиц родился в имении Богданова Ошмянского уезда Виленской губернии (сейчас Воложинский район Минской области) в семье обедневшего шляхтича Эдуарда Рущица. Творчество Ф.Рущица представляет значительный интерес для белорусского искусствоведения. Стилистическая общность его живописи с живописью Г.Вейсенгофа, К Стабровского, С.Жуковского, В.Бялыницкого-Бирули и других художников, выросших и воспитавшихся в Белоруссии и затем внесших значительный вклад в белорусское, русское, польское и литовское искусство позволяли говорить о Рущице как о представителе белорусской национальной школы живописи, которая в общих чертах уже начала складываться в конце ХІХ - начале XX века.
Дальнейшее развитие белорусский пейзаж получил в творчестве С.Жуковского, В.Бялыницкого-Бирули и др. художников, начавших работать преимущественно в первые десятилетия ХХ века. Их судьба сложилась так, что большую часть своей жизни они вынуждены были прожить вдали от родины. Однако в творчестве названных живописцев - в композиционных мотивах колорите, характере живописного построения - преобладают черты, связывающие их с белорусским искусством. Некоторые искусствоведы утверждают, что лучшие достижения этих художников вызваны "реминисценцией" – воспоминаниями о далекой, но незабываемой родине.
Совершенно очевидно, что на творчество каждого художника влияют те впечатления, которые он получил в начальный период своей жизни. Они обретают зримые формы и сохраняются в памяти живописца на всю жизнь. Однако в творчестве этих художников большую роль играли не только детские впечатления, но и те продолжительные сроки работы в Белоруссии, в течение которых они были тесно связаны с белорусским народом и белорусской природой.
В 50-е годы крепнет талан пейзажиста В.Цвирко. В этот период в его пейзажах наблюдается приближенность к природе Белоруссии с ее мягкими взгорками, перелесками, множеством облаков и теплыми ветрами. Свет открывается у них светлый, просторный, богатый красками, расстилается как широкое поле деятельности для человека.
В.Цвирко умело использует натуру, замечает наиболее характерные ее черты. Его позднейшие пейзажи отмечены поиском новых форм и средств образной выразительности.
Во второй половине 60-х гг. белорусская пейзажная живопись характеризуется новыми поисками и направлениями. На смену существовавшему пейзажу-этюду приходит пейзаж-картина, где средства цветовой, пластической линейно-ритмической организации отражения направлены на эпическое объяснение жизни природы, на придание виду важной внутренней значимости.
Большинство пейзажей В.Цвирко, написанных в конце 60-х гг. начале 70–х гг., открывает новую страницу в пейзажной живописи Беларуси. Темперамент живописца выражается не только в широте охвата меняющейся природы, но и в сомой живописной манере мастера. В.Цвирко обладал умением увидеть пейзаж и запечатлеть его в единственной и неподражаемый миг.
В произведении "Хлеба убраны" (1972), (см. Приложение) чувствуется творческий порыв художника, стремящегося сохранить впечатления о красоте осенней природы. Широкий размашистый мазок уверенно лепит формы предметов, создавая эффект материальности и вещественности. Смело и темпераментно написаны передний золотистый план сжатого поля, красно-коричневый косогор и охристые стога сена на берегу реки, огромные белые облака, сквозь которые просвечивается свинцовое небо.
Внимательно изучая природу, В.Цвирко переосмысливал и трансформировал ее в своем воображении, создавая новый гармоничный и ясный образ. Умение по-своему увидеть природу, почувствовать в ней тонкие лирические мотивы и на основе их создать яркое образное решение – вот качество, определяющее творческое лицо мастера. Он считал, что в картине-пейзаже в отличие от этюда должен быть художественный образ как нечто общее, в чем выражается этическая и эмоционально-эстетическое отношение художника к окружающей действительности.
ГЛАВА 2.
2.1. Концепция и композиционно-колористическое
решение пейзажа "Осень"
Для дипломного была выбрана пора года осень. Этой поре присущи такие качества как богатство цветовой палитры, прозрачность воздушной среды, настальгичность и умиротворенность обстановки. Осень любимая пора многих художников и поэтов. А.С.Пушкин называл осень "унылой порой очарования", С.А.Есенин также посвятил осени ряд стихотворений:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
На предложенном нами пейзаже изображена осень конца октября. Формат полотна выбран небольшой, 60Х80. Это обусловлено стремлением к камерности восприятия работы, предназначенной для небольшого помещения, возможно рабочего кабинета или офиса.
Свое мироощущение, рожденное впечатлениями детства, а также знания, приобретенные во время творческой работы, учебы в университете воплотились в художественном образе осени. В основу композиции работы легло большое количество выездов на природу, где выполнялись зарисовки и этюды с натуры. Хотелось бы привести слова В.К.Бялыницкого-Бирули: "Природа – великая школа. Горе художнику не сумевшему полюбить природу, не сумевшему понять ее. И счастлив художник, который с ней сживается!". Именно поэтому мы считаем, что для живописца главное – это работа с натуры. Русский художник-пейзажист Е.И.Зверьков по этому поводу говорил, что только на натуре, на природе можно открыть что-то новое в себе.
Членение композиции на планы создает глубину, горизонтальный же ритм как бы уходит в бесконечность, за рамку картину и тем самым еще сильнее заставляет почувствовать ощущение простора. В работе использован пространственный принцип построения композиции, основанный на законах пленэрной живописи, благодаря чему создается ощущение воздушной среды, в которой растворяются дали с зеркалом воды. Утонченность колористического решения картины раскрывается в богатстве и разнообразии цветовых оттенков, сотканных из теплых тонов первого плана и изыскано-холодных – дольнего. На переднем плане прослеживаются тончайшие переходы зелени, где-то еще изумрудной, где-то охристой, а где-то отливающей легкой желтизной.
На просторе разлита сверкая река, а на горизонте – охристо-фиолетоватая полоса пробуждающегося в дымке леса. Цветовая гамма в целом отличатся каким-то особым благородством, богатством цветовых отношений. Композиционный центр отмечен ярким цветовым пятном отражения утреннего солнечного света переходящим мягким акцентом на фигуру пожилой женщины. Завершает композиционный ритм дерево в традиционном осеннем наряде. Для передачи пространства большое внимание уделялось работе цветом, который словно смазывает изображение, который становится не цветом, а густым воздухом, пронизывающим природу своим мерцающим светом. Живописными приемами возбужденные краски успокоены, достигнута изысканность цветовых отношений.
2.2. Конструктивно–технологические особенности и специфика исполнения работы
За основу был взят холст, натянутый на подрамник собственного изготовления с помощью самодельных скоб и молотка. Грунт состоит из клеевого слоя и последующих эмульсионных белых, без тонирования.
Рисунок был нанесен тонкой кистью краской.
Работа велась масляными красками "Ленинград" и итальянскими красками "Классик" плотной пропиской по первоначальному жидкому подмалевку в несколько слоев. В качестве разбавителя использовался фисташковый лак и живичный скипидар.
ГЛАВА 3. ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА "ЮНЫЙ ХУДОЖНИК"
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО
1-е полугодие (16 занятий) 32 часа | |
темы | оборудование и наглядность |
сентябрьзанятие 1.вводная беседа о значении изобразительного искусства в жизни человека.ознакомление с мастерской и оборудованием. | репродукции работ художниковработы учащихся |
занятие 2.масляные краски. их специфические особенности и свойства. правила пользования масляными красками. виды масляных красок. Темпера, акрил, масляная пастель. | образцы красок в различной упаковке и образцы их практического применения на различных поверхностях (бумага-грунтованная, негрунтованная; холст разной плотности, картон, дерево, стекло и т.д.). |
занятие 3.виды грунтов. Способы грунтовки поверхностей, предназначенных для работы маслом. | образцы грунтовых составов и их применения. |
октябрьзанятие 4.виды подрамников и их особенности. способы натягивания холста (теория). наклеивание тканевой основы на картон и его грунтовка (практика). | образцы исполнения. Картон, кусок отглаженной ткани, клей. |
темы | оборудование и наглядность |
занятие 5.практические особенности и правила работы с палитрой, маслом и разбавителем. | палитра, набор красок, кисти, небольшой формат картона, газеты, тряпка. |
Занятие 6.виды кистей, уход за ними. Техники и приемы работы кистью. Виды мазков. Практическое занятие. | работа на заготовленных дома небольших форматах грунтованного холста разной плотности и фактуры, дерева, картона. Образцы кистей разных видов. |
занятие 7.приемы работы мастихином. практическое занятие. | работа на заготовленных дома небольших форматах грунтованного холста. Набор мастихинов различных видов и размеров. |
ноябрьзанятие 8.градации тона на основе черной и белой красок, черной краски и белой основы холста. Практическое занятие | черная, белая масляные краски, грунтованный картон, таблица тоновых градаций. |
занятие 9.валеры. шкала валеров для каждого из основных цветов двумя способами – путем разжижения краски и через добавление белил и черной. Практическое занятие | масляные краски основных цветов, черная краска, белила, грунтованный картон. |
занятие 10.гризайль. выполнение простого натюрморта, составленного из двух предметов и драпировки натюрморта с натуры. Построение (угольный карандаш) | образцы произведений художников в этой технике. работы ребят прошлых лет. |
темы | оборудование и наглядность |
занятие 11.выполнение натюрморта в цвете, подмалевок. выбор краски, дополнительной к черной, самостоятельный. | работа выполняется на холсте наклеенном на картон на третьем занятии. |
занятие 12.проработка деталей, завершение натюрморта. | |
декабрьзанятие 13.абстрактная ритмическая композиция на основе геометрических форм. творческое задание по мотивам валеров и оттенков. | репродукции работ художников и детские работы. Грунтованный картон |
занятие 14.оттенки. Три цвета. Цветовые градации. Практическое занятие. | таблица цветовых градаций (смешение 3-х основных и 3-х дополнительных цветов), краски, картон. |
занятие 15.букет. Творческое задание на тему смешения трех цветов (каждый цветок написан смешанным цветом). | таблица цветовых градаций, работы учащихся прошлых лет. |
занятие 16.контраст и нюанс. выполнение абстрактной композиции. | таблица. Работы детей и репродукции. |
2-е полугодие (21 занятие) 42 часа | |
тема | оборудование и наглядность |
январьзанятие 1.использование масляной живописи в белорусском народном творчестве. каноны росписи. (Огово, Давид-городок, традиционная роспись по стеклу). Теоретическое занятие. | Иллюстративный материал. |
занятие 2.приемы росписи по стеклу. Разработка эскиза в карандаше на основе традиционной белорусской росписи на тему "Архитектурный пейзаж". | Иллюстративный материал: работы белорусских художников, фотографии зданий. |
занятие 3.перенос эскиза на стекло. Уточнение цветовой гаммы. | Стекло, копировальная бумага, палитра, краски, тонкая кисть. |
занятие 4.доработка росписи. Обводка, уточнение деталей. | |
февральзанятие 5.цветовые ряды. Теплые и холодные тона. Понятие о колорите. | Таблицы цветовых рядов. Примеры репродукции, решенные в теплом и холодном колорите. |
занятие 6 -7.пейзаж по представлению. Зимний или весенний – в холодном колорите, летний или осенний – в теплом | Репродукции пейзажей и детские работы. |
тема | оборудование и наглядность |
занятие 8.музыкальные ассоциации. несколько быстрых этюдов по мотивам прослушанной музыки. | магнитофон и кассеты с определенными музыкальными произведениями; материалы, необходимые для живописи. |
март.занятие 9.четкие контуры. создание ритмической композиции с помощью латексного клея. | Клей, холст, масляные краски, льняное масло. |
занятие 10.быстрые наброски животных. гризайль. | материалы, необходимые для живописи, фотографии и карандашные зарисовки животных. |
занятие 11.техника сфумато. композиция по представлению на тему "Облака". | материалы, необходимые для живописи. Фотоматериалы, образцы техники. |
занятие 12.техники гроттаж и сграффито. композиция на свободную тему. | Материалы, необходимые для живописи, образцы техники. |
занятие 13ритмическая композиция с применением различных экспериментальных техник. самостоятельное задание. | Образцы возможных техник. |
апрель.занятие 14пейзаж с деревьями на основе предварительных зарисовок. | Холст или картон, все необходимое для работы маслом. Репродукции пейзажей и фотографий деревьев. |
тема | оборудование и наглядность |
занятие 15.пейзаж. Техника мраморной бумаги. декоративное задание. | Образцы готовых работ. Миска с водой, краски, разбавитель, бумага. |
занятие 16.гравюра и ее виды. Технологические особенности. Теоретическое занятие. | Иллюстративный материал. |
занятие 17.техника линогравюры. Экслибрис. разработка эскиза. | Штихиля и образцы работы ими. репродукции линогравюр. Примеры экслибрисов. линолеум, копировальная бумага, черная тушь, кисть. |
май.занятие 18.вырезание экслибриса на линолеуме. отпечатки на различных поверхностях. | набор штихилей, доска-основа. Масляные краски + типографские белила, фото-валик. Бумага, картон, шпон, стекло. |
занятие 19, 20, 21техника лессировки. натюрморт из живых цветов с натуры. 1-й сеанс – построение. 2-й сеанс – решение в цвете. 3-й сеанс – тщательная проработка деталей. | Таблица последовательности исполнения натюрморта техникой лессировки. репродукции произведений искусства, выполнение в этой технике. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ