Наиболее известным мастером прикладного искусства эпохи модерна в Париже был чех Альфонс Муха. Родился он в 1860 г. в Иванчицах, в Южной Моравии, а в 1900 г. он издал "Documents decoratifs", являющийся в известном смысле словарем элементов нового течения в искусстве. Он и стал основой творчества в стиле модерн. Творчество Мухи со временем становилось все более многосторонним - от афиш, через мебель, ювелирные и кованые изделия к посуде, сервизам и кружевам. Во всех его работах проявляется неисчерпаемая изобретательность и легкость. Он достиг такой известности, что его имя стали использовать как международный термин - стиль Мухи. Безусловно, заслуга Мухи была и в том, что Прага стала одним из мировых центров международного искусства в стиле модерн.
Из чешских архитекторов, работавших главным образом дома, наибольшей известности достиг Нозеф Фанта, создатель здания одного из самых крупных вокзалов того времени - сегодняшнего Главного вокзала в Праге.
Одним из великих деятелей чешского модерна, который, следуя принципу единого произведения искусства, наряду со своим основным профилем - скульптурой - занимался также созданием эскизов мебели, дверей и кованых изделий, был Франтишек Билек. В своем пражском особняке он собрал в едином ансамбле произведения всех видов изобразительного искусства. Главная тема - символ хлебного поля - пронизывает все здание от плана до отдельных деталей интерьера, ему подчиняются и кованые изделия.
В связи с художественной ковкой стиль модерн можно рассматривать как период, из которого кузнечное дело извлекло долговременную пользу. Снова проявился интерес к совершенству техники изготовления изделия, снова стали цениться изобретательность и мастерство ручной работы. Исполнители эскизов в стиле модерн состязались в точности обработки, тонкой выразительности и прежде всего в верном воспроизведении деталей природы.
В период модерна благодаря увлечению прикладным искусством и в художественной ковке возродилось уважение к наковальне, огню и руке, вооруженной кувалдой. Ведь только таким способом можно выразить в мелких изделиях оригинальные замыслы художников, касается ли это кованых вспомогательных деталей, решеток интерьера или экстерьера или некоторых видов ювелирных изделий. В кузнечные работы с использованием нагрева вошла и отделочная чеканка на листе, этим способом выполняли такие пластические работы, которые ранее можно было получать только литьем.
Появляются новые мастерские, например, мастерские Халлера, Фалтуса, Коутника; они не только работают по заказам частных лиц, но снова начинают выполнять общественные работы более крупного масштаба. Выполняются проекты городских зданий архитекторов Ф. Котеры и Ф. Поливки, например в Праге здания Земельного банка и Промыслового банка.
На новом этапе развития ремесла не осталось без внимания и обучение молодых. Для дальнейшего развития кузнечного дела имеет несомненное значение школа кузнечно-слесарного искусства в Градце Краловем, где работают и заботятся о подготовке молодых специалистов учителя, например М. Оэхм и Л. Ханел.
В кузнечное ремесло возвращаются традиционные способы обработки. Они подчиняются новым задачам в стремлении достичь как можно более совершенной выразительности. Все чаще начинают использовать сварку, клепку, пайку и продевание, а материал всех сечений и профилей обрабатывают исключительно в нагретом состоянии. С целью усиления художественного впечатления все чаще используют в комбинации различные металлы - медь, латунь или бронзу, но только не литые, а кованые. Эти более дорогие дополнения служат главным образом для украшения, так как основа остается железной.
Революционные перемены, которые внес модерн в искусство, отвергнув академизм и историзм XIX в., открыли дорогу дальнейшему развитию современного искусства. Разрушение границы между так называемым высоким искусством и искусством прикладным оживило художественный промысел до такой степени, что он становится неотделимой частью изобразительной культуры. И хотя модерн в последующие годы был вначале отвергнут, а затем снова стал предметом восхищения, его наследство остается неопровержимым фактом, и в поисках новых технических достижений, непривычных воздействий, в стремлении к оригинальности и эксперименту он перешагивает через художественные течения прошлых лет непосредственно в современность.
Возвращение модерна
Энциклопедия / Дизайн и архитектура / Стили
Планируя стиль интерьера для современного загородного дома, многие архитекторы все чаще обращаются сегодня к классическому искусству прошлого, к его безукоризненным пропорциям и внутренней гармонии. В веренице художественных направлений модерн занимает, пожалуй, одно из ведущих мест. Парадокс? Заклейменный когда-то как проявление мещанства и пошлости, как лишенный всякой художественной ценности и обреченный, казалось бы, на забытье, сегодня модерн вновь на пике популярности.
Период модерна в России оказался сравнительно непродолжительным. Чуть более одного десятилетия отпустила история на архитектуру и создание внутренней среды дома с его богатейшим декоративно-прикладным наполнением, которые и сегодня, столетие спустя, не перестают восхищать взор, волновать сердца и вдохновлять на создание многочисленных стилизаций. Обустройство загородного дома в стиле модерн во многом обусловлено исторически. Это яркое и самобытное направление рубежа XIX–XX веков, которое в европейском варианте нашло основное применение в крупных городах и впитало в себя последние технические достижения того времени, применительно к России справедливо ассоциируется с золотым веком именно загородной усадебной архитектуры.
Справедливости ради стоит отметить, что искусство модерна чрезвычайно разнолико и многогранно. Характерными чертами, как известно, обладал и югендстиль в Германии, и сецессион – в Австрии, и ар нуво – во Франции. Не стал исключением и модерн в России с его переосмысленным восприятием европейских достижений, нашедший в итоге благодатную почву в родном отечестве. Этим во многом объясняется разноплановость эстетики модерна, его, казалось бы, столь противоречивые проявления – например, художественное стекло от Тиффани или рериховские настенные росписи, тонетовские стулья или виллы Гауди, а также многие другие понятия, ставшие символами. Модерн – в каждом случае искусство глубоко национальное и индивидуальное, основанное в том числе на глубоком знании и философском понимании традиций своей приемной родины.
Повсеместно в европейском, и в огромной степени в русском, искусстве рубежа XIX–XX веков именно частный дом-особняк обозначился как одна из ведущих тем в архитектуре. Этот тип здания стал наиболее приемлемым вариантом, открывшим богатейшие возможности для зодчих нового стиля. Причем применительно как к самой архитектуре, так и к искусству оформления интерьера. Индивидуальный жилой дом, формирование его внешнего облика и внутренней среды, создание декоров и орнаментов, поиск характерных для стиля предметов утвари и аксессуаров, как и сто лет назад, сегодня занимают умы архитекторов и дизайнеров. Модерн оказался стилем чрезвычайно многогранным, а потому благодатным для полета творческой фантазии.
К сожалению, оригинальных исторических образчиков, способных помочь погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи, осталось не так уж много. В частности, в Петербурге и окрестностях из огромного некогда богатства до наших дней сохранились считаные памятники. Причины тому разные, не последнюю роль, как известно, сыграли и перипетии отечественной истории. Однако даже то немногочисленное, чудом уцелевшее наследие зодчества конца XIX – начала XX века и сегодня дает яркое представление об уникальном и в высшей степени изысканном стиле модерн.
«Дом-сказка» на фоне пейзажа
В большинстве случаев современный стиль модерн находит свое применение в архитектуре загородных домов. Именно здесь, за забором, отгораживающим зону частного владения, где воображение художника не сковано тесными рамками городской квартиры, удается воплотить наиболее смелые и яркие проекты.
Столетие назад загородные коттеджи в стиле модерн проектировались самыми известными архитекторами своего времени; заказчиками же выступали, как правило, представители отечественной интеллигенции или буржуазии, а также состоятельные иностранцы. Подобную тенденцию можно наблюдать и сегодня: владельцами особняков в стиле модерн становятся теперь люди не только состоятельные, но и образованные, думающие, обладающие художественным вкусом и готовые к оригинальным решениям. Прообразом современного коттеджа в стиле модерн, возводимого из новейших материалов, законченный вид которому придают не менее качественные «продукты» высоких технологий, является классический дом окрестностей Петербурга начала прошлого века. Зачастую он представлял собой простой деревянный сруб, водруженный на высокий цоколь, декорированный красным кирпичом или «рваным» серо-коричневым бутовым камнем. Этот прием – сочетание различных фактур в одном контексте – стал одним из характерных и стилеобразующих в зодчестве северного модерна. В не меньшей степени имеют отношение к архитектуре в стиле модерн и всевозможные псевдонациональные стилизации, например особняки с шлемовидными башнями, вырастающие из крутых красной черепицы многоскатных крыш. С таким решением будут идеально контрастировать стены, декорированные светлой штукатуркой и темным гранитным цоколем.
Обычно коттеджи в стиле модерн вызывают ассоциации с немецкой или швейцарской загородной архитектурой, в основе которой лежат фахверк, большие оконные проемы, разделенные на три части, и башенка. В любом случае узнаваемыми приемами архитектурного модерна станут выразительный силуэт дома с динамичным композиционным решением, контрастами цветов и фактур (чаще дерева и натурального камня разных пород) и характерными для него элементами декора. В частности, металлических и чугунных конструкций, которые играют огромную роль в формировании стиля. Это относится к заборам и решеткам, оформлению крыльца и фонарям, перилам, элементам садовой архитектуры и малым ландшафтным формам. Коттедж в стиле модерн – это обязательно ансамбль, сочетающий сразу множество выразительных средств, имеющих мягкие текучие формы, плавный изгиб и характерный декор: упругие завитки и витые линии.