Смекни!
smekni.com

Особенности понятия искусства в русской философии (стр. 1 из 3)

Федеральное Агентство По Образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный Университет Управления»

Институт инноватики и логистики

Кафедра логистики

Реферат

«Философия искусства»

по дисциплине

Философия науки и техники

Выполнил: студент 1 курса

Специальность

«Менеджмент»

группа 1

Дидин А.Ф.

Проверил: преподаватель

Бойк К.Т.

Москва

2002 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Понятие искусства…………………………………………………………4

Философия искусства в ХХ веке………………………………………….7

Особенности понимании искусства в русской философии……………..11

Заключение…………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………16

Введение

Философия искусства – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Философия искусства распадается на две основные области:

- объяснение видов искусства и методов художественного изображения и действия.

- изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению.

Философия изучает различные функции искусства:

- познавательную (искусство познает мир, фантазия художника предвосхищает научные прозрения и часто проникает в сущ­ность вещей глубже, чем абстрактное мышление),

- коммуникативную (искусство являет­ся формой общения между культурами, обществами и отдельными людьми, произведе­ния искусства передают духовный опыт человечества),

- воспитательную (искусство фор­мирует в нас собственно человеческие качества: добро, любовь, прививает чувство кра­соты).

Понятие искусства.

Искусство – это способ познания окружающего мира.

Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день.

Функции искусства.

1) Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

2) Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов, образования, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты и людей). Познавательной информации, содержащейся в искусстве огромное количество. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

3) Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось. На коммуникативном плане основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.

4) Воспитательная функция (формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

5) Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.

6) Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способность искусства:

- формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека.

- пробуждать творческий дух, творческое начало личности.

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В XX ВЕКЕ

XX век отличается чрезвычайным разнообразием в подходах к искусству. В современной философии имеют место различные, неожиданные подходы к искусству: политологический, психологический, мифотворческий, функциональный, социологический, социально-экономический, информационный, кибернетический и тому подобные.

Но главным достижением XX века, видимо, явилось представление об искусстве как автономном эстетическом феномене.

С точки зрения выдающегося итальянского философа Б. Кроче, взгляды которого об искусстве имели очень большое распространение в первой половине XX века, искусство – это выражение чувств, простой акт воображения. А плод этого воображения, – произведение искусства обладает первобытной наивностью. Искусство не ставит своей задачей отражать вещи в том виде, как они существуют в действительности, или морализировать, и не подчиняется никаким законам, правилам или канонам. Искусство обладает своей собственной эстетической реальностью и ее ценность не состоит в степени приближения к внешней реальности. Таким образом, здесь искусство окончательно уходит от понимания его как подражания, и становится даже не познанием, а исключительно творчеством, причем творчеством субъективным.

Если в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи уподоблял сознание живописца зеркалу, в котором отражается внешний мир, то для крупнейшего течения искусства первой половины XX века модернизма живопись перестала быть таковой. Модернистское искусство создает новую оригинальную реальность. Если она что и отражает, то исключительно внутренний мир самого художника.

Основатель абстрактной живописи, наш соотечественник, Василий Кандинский также отходит от подражания: «Художник, который стал творцом, уже не усматривает своей цели в подражании природным явлениям, он хочет и должен найти выражение своему внутреннему миру». Происходит очеловечивание искусства.

Действительно, искусство может иметь эстетическую ценность в самом себе. Процесс, начатый Аристотелем, нашел свое завершение в современном искусстве, крайним выражением которого стало искусство для искусства.

Современное искусство в целом пошло по пути, так сказать, формальных изощрений, совершенствования самого искусства, искусности искусства, то есть оно в своем развитии не пытается выйти за пределы, а остается внутри себя. Следствием этого стало то, что серьезное искусство сегодня является уделом знатоков, а "массы" довольствуются развлекательным искусством.

Современное искусство сознательно замыкается на самом себе.

Современное искусство окончательно «развенчивает» теорию подражания, человек отныне не нуждается в поддержке природы, он становится настолько самостоятельным, что может найти опору для художественного творения внутри самого себя.

Правда, в XX веке в философском учении об искусстве существует обратная тенденция, так сказать, к "онтологизации" искусства, которая представлена прежде всего выдающимся немецким мыслителем М.Хайдеггером, неотомистами и русскими религиозными философами.

Учение об искусстве не было для Хайдеггера одной из частей его философии, как для большинства мыслителей, писавших об искусстве, - оно было своеобразной путеводной нитью всей его философии. Изречения поэтов, по Хайдеггеру, как ничто иное, ждут отклика в мышлении: "Сказанное поэтом и сказанное мыслителем никогда не одно и то же. Но и то и другое могут говорить различными способами одно"