Смекни!
smekni.com

Культура Московской Руси XIV-XVI веков (стр. 2 из 4)

В 1485 г. была заложена первая кремлевская башня – Тайницкая. Завершилось строительство кремлевских укреплений и башен к 1516 г., они существуют и поныне. Строительство велось под руководством итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевизе Миланце.

В 1475 г. итальянец Аристотель Фиораванти по приглашению Ивана III начал строить в Москве главный собор Российского государства – Успенский. С учётом опыта возведения Успенского собора во Владимире в центре Кремля вырастает Успенский собор, ставший главным храмом столицы. Он отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки. Белокаменный храм с золотыми куполами был виден издалека и создавал впечатление торжественности и величия. Здесь венчали государей, собирались земские соборы. В 1479 г. Успенский собор был закончен. Здесь находилась знаменитая икона Владимирской Божьей Матери. Успенский собор воплотил в своих величавых формах мощь молодого Российского государства.

Участие итальянских архитекторов в украшении Кремля наглядно являло связь русской культуры с эпохой Возрождения в Западной Европе.

Псковские зодчие возвели замечательные церкви: Благовещения и Ризоположения. В 1481 – 1491 гг. архитекторы Руффо и Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов. А в начале XVI в. возведен был Архангельский собор – усыпальница русских князей и царей.

В XVI в. получает распространение строительство каменных церквей с шатровым завершением. Подлинным шедевром шатрового стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Она господствовала над местностью, была видна издалека, «чудна высотою и красотою» (построена в честь рождения будущего царя Ивана Грозного).

Выдающимся памятником этого периода является собор Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Он был построен в 1561 г. по приказу Ивана Грозного на Красной площади в честь взятия Казани. Строили его зодчие Барма и Постник Яковлев. Храм представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами, все они связаны между собой внутренними переходами и окружены обходной галереей. Ни один купол не повторяет другой. Все купола как бы сливаются в одно целое. Девятиглавый собор увенчан шатром. Внутри храм невелик.

Интересен Софийский собор в Вологде, который является упрощенным подражанием Успенскому собору в Москве.

В XVI в. получает большой размах крепостное строительство. Были построены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, стены Нижегородского кремля, реконструированы стены Новгородского кремля. В это время в Москве создается вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный район – Китай-город, и третья линия каменных укреплений, протянувшаяся вокруг Белого города (Бульварное кольцо). Зодчий Федор Конь построил крупнейшую крепость – Смоленский кремль.

Разумеется, преобладало деревянное строительство, приём которого не без успеха применялись и в каменном зодчестве. Великолепный деревянный дворец оригинальной конструкции был построен для богатых купцов Строгановых в Сольвычегодске.

Успенский собор - один из соборов Московского Кремля, выдающийся памятник русского зодчества. Построен архитектором А.Фиорованти в 1475-1479 гг. как главный кафедральный собор Русского государства взамен Успенский собор (сооружён 1326 г.). Доминирующий в ансамбле Соборной площади Успенского собора имеет торжественный, строгий, полный величия архитектурный образ. Характерен ряд художественных и строительных нововведений оказавших значительное влияние на последующее русское зодчество. Просторный, хорошо освещённый интерьер Успенского собора освобожден от хоров и перекрыт системой крестовых сводов, композиция плана и фасадов отличается геометрической правильностью; применены фундаменты глубокого заложения, металлические связи и прочие. Сохранились фрески 1642-1643 гг. (реставрированы в1950 г.) и частично XVI в.

В Успенском соборе происходили венчания на царство всех русских церквей, начиная с Ивана IV Грозного, затем императоров, а также обряд посвящения митрополитов и патриархов. Успенский собор до 1700 г. являлся усыпальницей митрополитов "всея Руси" (со времени митрополита Петра, 1326 г.), а в XVII в. И всех патриархов (исключая Никона).

Архангельский собор - один из соборов Московского Кремля - выдающийся памятник русского зодчества. Построен Алевизом Новым в 1505-1509 гг. на месте древнего храма XIV в. Архангельский собор служил родовой усыпальницей русской церкви (до Петра I). План собора имеет в основном традиционно русское решение - прямоугольник, вытянутый по оси восток - запад, с шестью столбами. Построен из кирпича с белокаменными деталями. В архитектурной обработке Архангельского собора использованы некоторые ордерные формы (пилястры с капителями), раковины в закомарах кокошников и другие. Архангельский собор был расписан в XVI-XVII в. (росписи реставрированы в 1954-1955 гг.).

Благовещенский собор - один из соборов Московского Кремля - выдающийся памятник русского зодчества. Сооружён в 1484-1489 гг. Псковскими мастерами на месте собора н. XV в. В архитектуре Благовещенского собора объединены приёмы московской, псковской и владимиро-суздальской школ зодчества. Первоначально трёхглавый, четырехстопный Благовещенский собор перекрыт ступенчатыми сводами, оформленными снаружи кокошниками, в 1564 г. обустроен четырьмя одноглавыми пределами. Изящный, наделённый чертами интимности, Благовещенский собор был дворцовой церковью. Фрески собора были исполнены в 1508 г. (реставрированы в 1947 г.), в иконостасе - иконы, написанные в 1405 г. Феофаном Греком, Андреем Рублёвым, Прохором с Городца.

Софийский собор в Новгороде - выдающийся памятник древне - русского зодчества. Построен в Новгородском Детинце (Кремле) как главный храм города в 1045-1050гг. (позднее перестраивался). Софийский собор - крупный величественный пятинефный крестовокупольный храм, увенчанный 5 главами и включающий башню лестницей на хоры и шестой главой. Сложен из камня (кирпич только в свободах и арках); количество декоративных элементов подчёркнуто ограниченное. В Софийском соборе сохранились фрагменты росписей XI-XII вв. Сильно поврежденный немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1944 гг., Софийский собор ныне реставрирован.

6. Древнерусская иконопись – достояние мировой культуры.

Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. Дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. Именно в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр – икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской. Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела художественную высокоразвитую культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

С глубокой древности слово "Икона" употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.

Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего – это Священное Писание, Библия ("Библия" по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.