Смекни!
smekni.com

Хатшепсут - царица Египта (стр. 2 из 2)

На стене этого портика полихромные барельефы иллюстрируют два наиболее значимых события правления царицы: в южной части (портик Пунта) можно видеть иллюстрации к экспедиции в Пунт и в северной части (портик рождения), представлено божественное происхождение Хатшепсут — ее зачатие от бога Амона в образе ее истинного отца Тутмоса I.

Хатшепсут, обладавшая властью, и достойная гордости женщина, таинственно исчезла, возможно в 1458г.до н.э., когда Тутмос III возобновил себе титул Фараона. Её мумия никогда не была найдена, и многие её изображения и надписи с именем были уничтожены по приказу Тутмоса III.

Интерес к личности

В египтологии

Долгое время неординарная личность Хатшепсут была практически неизвестна ни научному миру, ни широкой общественности (хотя существует версия, что она нашла своё отображение в средневековой арабской исторической традиции, приводившей историю вымышленной древнеегипетской царицы Далуки, иногда ошибочно отождествляемой с Клеопатрой VII). Однако благодаря историческим и археологическим исследованиям перипетии жизненного пути Хатшепсут стали привлекать к ней широкий интерес. Начиная с XIX века, в её описаниях доминировали две противоположные тенденции, представлявшие её или правителем, опередившим своё время, или корыстолюбивым узурпатором. Вокруг её имени строились разнообразнейшие немыслимые теории, одна из которых утверждала, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей мальчика. Другим интересным моментом, касающимся Хатшепсут, является гипотеза Иммануила Великовского, согласно которой эта египетская правительница отождествляется с библейской царицей Савской, а экспедиция в Пунт — с посещением посольством царицы царя Соломона.

Для академической науки разгоревшаяся в конце XIX — начале XX века дискуссия относительно личности женщины-фараона примечательна решением так называемой «проблемы Хатшепсут». Первоначально считалось, что Хатшепсут была старшей сестрой и женой Тутмоса III. Эта точка зрения базировалась на заблуждении, что замена имени одного царя именем другого обязательно свидетельствует о прямой последовательности их правления. Путаница с картушами Хатшепсут, заменёнными Тутмосом III не только своими картушами, но и картушами её отца и мужа, приводила к объяснению этих процессов междоусобицами между стареющим Тутмосом I и Тутмосом II с одной стороны, и Тутмосом III и Хатшепсут, — с другой.

Эту точку зрения отстаивал немецкий египтолог Курт Зете), утверждавший, что Хатшепсут и Тутмос III вместе сначала свергли Тутмоса I, а затем, вернув престарелого царя, отстранили от власти Тутмоса II. Таким образом, Хатшепсут представлялась амбициозным узурпатором, лишившим власти даже своего отца, а построения относительно наследования Тумосидов выглядели следующим образом: Тутмос I — Тутмос III — Тутмос III и Хатшепсут (соправители) — Тутмос III, отстранивший Хатшепсут, — Тутмос I и Тутмос II — Тутмос II (после смерти старшего Тутмоса) — Тутмос III и Хатшепсут — Тутмос III (единолично). Такая громоздкая схема, насчитывающая четыре государственных переворота за двадцать лет, была подвергнута решительной критике швейцарского учёного Эдуарда Навилля, который, опираясь на новые археологические открытия, предложил собственную теорию, объяснявшую проблему Хатшепсут. Эдуард Мейер усовершенствовал теорию Навилля, что позволило ей впоследствии стать общепринятой.

Несмотря на очевидную несостоятельность своей теории, Курт Зете не собирался отказываться от неё и лишь несколько ревизовал её, упростив до следующей цепи наследований: Тутмос I — Тутмос II и Хатшепсут— Хатшепсут и Тутмос III — Тутмос I и Тутмос II — Тутмос II — Хатшепсут и Тутмос III — Тутмос III. Несмотря на то, что и эта гипотеза грешила воскрешением Тутмоса I и Тутмоса II, якобы вернувшихся из политического небытия в разгар правления Хатшепсут, её придерживались многие видные египтологи, в том числе Борис Александрович Тураев и Джеймс Генри Брэстед. «Проблема Хатшепсут» была окончательно решена Уильямом Ф. Эджертоном, который пришёл к выводу, что если бы правление Хатшепсут действительно было прервано эфемерным правлением её мужа и отца, повреждённые ими картуши Хатшепсут непременно были бы восстановлены после её возвращения на престол.

В популярной культуре

По мере распространения феминистических идей интерес к Хатшепсут только возрастает, особенно в связи с тем фактом, что первая великая женщина в истории сумела отстранить от власти первого великого завоевателя. Постепенно, она становится элементом популярной культуры на Западе — умная и энергичная, но вместе с тем женственная и хрупкая, Хатшепсут была наделена незаурядными политическими и аналитическими способностями, и, кроме того, она была весьма привлекательна внешне.

Хатшепсут посвящено несколько книг (как беллетризованных биографий типа «Хатшепсут» Эвелин Уэллс, так и художественных романов, например, «Дочь Амона» Мойры Калдекотт). Большинство из них вносит приключенческие элементы в жизнеописание царицы, изображаемой в качестве прекрасной миролюбивой женщины. С ними контрастирует роман Элоизы Джарвис Макграу «Мара, дочь Нила», эксплуатирующий устаревшую точку зрения на Хатшепсут как «злую мачеху Тутмоса». Роман посвящён борьбе странного союза рабыни Мары и аристократов против «узурпаторши», растрачивающей государственные средства на постройки и содержащей Тутмоса III в качестве пленника в собственном дворце. «Маска Ра» Пола Доуэрти о воцарение Хатшепсут.

В честь Хатшепсут назван открытый Корнелисом Иоганнесом ван Хоутеном, Ингрид ван Хоутен-Грёневельд и Томом Герельсом в 1960 году небольшой астероид 2436 Хатшепсут, входящий в пояс астероидов. В популярной культуре, Хатшепсут — лидер Египта в новейшей пошаговой стратегической компьютерной игре «Цивилизация IV» (Sid Meier’s Civilization IV; в предыдущих версиях игры египетскую цивилизацию возглавляли Рамсес II и Клеопатра VII). Хотя до этого момента не было поставлено ни одной художественной постановки о Хатшепсут или Тутмосе III, однако написанный к фильму «Дочь Ра» сценарий получил несколько наград, и его авторы пытаются найти спонсоров для экранизации.

Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: "Как похоже это на нее ее величество Хатшепсут, как достойно отца ее бога Амона!".

Известняковая скульптура Хатшепсут в художественном музее Метрополитен в Нью-Йорке. Хотя на статуе царица изображена без накладной бороды, но содержит остальные символы власти фараона; в частности, на неё одет головной убор немес, увенчанный царским уреем.

Хатшепсут

XVIII династия

Новое царство


Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств
личное имя

Ḥȝ.t-Špsw.t
Хат-шепсут
«Первая из почтенных»

тронное имя

хорово имя

Небти-имя

золотое имя

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

Департамент образования города Москва

ГОУ педагогический колледж № 13

им. С. Я. Маршака

Реферат

По предмету: мировая художественная культура

На тему: царица Хатшепсут

Исполнитель: Бугаева Наталья

Специальность: 050711

социальная педагогика группа 41

2009год.