Смекни!
smekni.com

Культура древнего Египта 15 (стр. 2 из 4)

Душа умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро и зло, содеянное этой душой. (Если вспомнить Библию, то и в ней описано нечто подобное, любопытное сходство, не правда ли?) Сердце умершего помещалось на одну чашу весов, на другой лежало перо - символ богини Маат. Если умерший совершил больше добра чем зла, он становится "праведником" и мог стать частью мистического тела бога Осириса; в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем гиппопотама, и он терял всякую надежду на загробную жизнь. А "праведный" мог попасть в Ялу, то есть в Елисейские поля. Бог Тот записывал решение, а Осирис выносил приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже в образе животного на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле.

Иерархия была и на небе, была она и на земле. В общественной иерархии жрецы стояли непосредственно за фараоном, и их влияние постоянно возрастало. В руках фараона сосредотачивались все функции верховной власти : правителя, военачальника, законодателя и судьи. Исполнение каждой обязанности определялось тщательно разработанным церемониалом, призванным демонстрировать подданным божественную природу фараона. С теми же целями возводились и грандиозные пирамиды. Церемониальность пронизывала все уровни иерархической пирамиды власти. На каждой ступеньке существовал свой кодекс служебного поведения и обращения к вышестоящему лицу. Церемониал сопровождал высшие должностные лица Египта не только при жизни, но и после смерти. Погребальный обряд, зародившийся в далекие времена неандертальцев, получил у египтян наивысшее развитие, стал важным элементом не только религиозной, но и государственной политики. Театрализованность и пышность захоронения правителя, масштабность самого погребения, бальзамирование и культ тела умершего пережили древних египтян и сохранились вплоть до 20 столетия, так же как и прежде, символизируя вечность и нерушимость централизованной власти.

В древнем Египте существовали 2 типа гробниц: наземные, получившие свое наиболее величественное воплощение в пирамидах 4 династии, и гробницы, вырубленные в скалах, получившие свое распространение в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип наземной пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале (яркий пример - гробница Ментухотепа 1 в Дейр-аль-Бахри). Самой монументальной является скальная гробница Сети 1, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями, тысячами статуй и несметными сокровищами. Особое внимание уделялось сооружению и отделке жилищ богов - храмов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амон-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Храмы в Карнаке и Луксоре - это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Два обелиска во дворе храма имеют в высоту 30 метров и весят 1000т каждая.

ЕГИПЕТСКИЕ МУМИИ

Когда президент Египта Анвар Садат впервые посетил Каирский археологический музей - самый крупный некрополь в мире, в котором были выставлены царские мумии, то он был настолько шокирован этим зрелищем, что закрыл экспозицию для широкой публики на 10 лет. Потрясают египетские пирамиды, но и не меньшее удивление вызывают и египетские мумии. Европейцы впервые обнаружили захоронения с мумиями в 15 веке. С ними поступали по-разному : иногда они попадали в руки коллекционеров, а иногда измельчали, чтобы приготовить чудодейственные лекарства. Особый интерес к мумиям начали проявлять только в 19 веке. Увы, раскопки и исследования часто велись на скорую руку.

Египтяне фанатично верили в загробную жизнь, ей были посвящены предметы культуры и величественные постройки - пирамиды и храмы. Испещренные иероглифами стены погребальных камер рассказали о жизни древнейшего государства больше, чем другие археологические находки.

Смерть для египтян была продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в избытке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело - мумифицировать.

Умерших фараонов мумифицировали. В момент смерти фараон и женское божество зарождали его новую жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире. Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало иерархию повседневной. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти быть с ним. По представлениям египтян, в загробной жизни, так же как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством. Найденное в гробнице Тутанхамона нагрудное украшение со священными знаками должно было гарантировать фараону воскрешение.

Для продолжения жизни усопшего потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. У гробницы перед мумией совершали ритуал «отверзания уст и очей» : жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего специальным жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь, и он мог и дальше видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить.

СВЕТСКОЕ ИССКУССТВО

Хотя религия стояла в египетском обществе на первом месте, светскому искусству отводилась необычайно важная роль. Ведущие художники - зодчие, скульпторы, живописцы (особенно зодчие) - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Так как искусство считалось носителем жизни вечной, оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска : тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым, волосы у всех были черными, одежды - белыми.

Египетские статуи представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди либо лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещенные в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними.

Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. В изображении фараона были приняты следующие виды: идущего - с вытянутой вперед ногой; спокойно сидящим на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в виде бога Осириса со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Символами фараона являлись полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; головная повязка; короны - белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закругленным выступом сзади (символ нижнего Египта). На повязке в середине лба укреплялось изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе.

Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и графичен. Части человеческой фигуры - голова, плечи, ноги, руки - могли изображаться в разных плоскостях . При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей использовался традиционный прием плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаза в фас, а плечи и нижняя часть туловища - в трехчетвертном развороте. Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением.

В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие. Застывшие формы - фирменный знак древнеегипетского искусства.

Для рельефов характерен принцип фризового развития сюжета, разворачивающегося сцена за сценой. Рельефы развертывались один за другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами, изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, процессия носителей даров, погребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и другие сцены.