Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в 19 в. до нашей эры. Лучшее, что создано в этот период, - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством точеных линий черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.
С завоеванием Александра Македонского в 332 г. до н.э. начался эллинистический период. В 30 году н.э. Египет стал провинцией Римской Империи. Египетское искусство испытало в эпоху эллинизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культуры. В 1887 году в Египте в области Фаюмского оазиса были найдены превосходно сохранившиеся портреты, прикрепленные к лицам мумий, получившие название «фаюмских портретов». Они были написаны на доске или холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на воске (техника энкаустики). Расплавленные краски наносились на тонкие деревянные дощечки кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались разнообразно, поэтому мастерам удавалось передать фактуру предметов : поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи. Сохранилось более 400 таких портретов.
ДРЕВНИЕ ПИРАМИДЫ
Всем хорошо известно, что из семи чудес света до наших дней дошли только пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микереноса. Они расположены на пустынном плато западной окраины Гизы и впечатляют своими размерами. Самая грандиозная из них, Великая пирамида Хеопса, гордо возвышается над пустынным ландшафтом, соседствуя с гигантским сфинксом, высеченным из монолита. Высота усыпальницы достигает 150 метров. Пирамида Хефрена, расположенная южнее Великой пирамиды - вторая по величине. Она на 8 метров ниже усыпальницы Хеопса, но сохранилась значительно лучше. Часть уцелевшей облицовки дает представление о высокой технике каменотесных работ того времени. Строительство третьей пирамиды было начато Микереносом, приемником Хефрена. Это самая маленькая усыпальница, её высота всего 66 метров. Три великие пирамиды были окружены большим количеством гробниц принадлежавшим царским родственникам и важным чиновникам. К сожалению, к пирамидам приближается разрастающийся Каир - один из самых крупных и загрязненных городов мира. По числу жителей Каиру нет равных в Африке, на Ближнем востоке и в арабском мире.
Недалеко от Луксора, древней столицы Египта, расположена Долина Царей. Здесь насчитывается 67 гробниц, высеченных высоко в скалах. Наибольший интерес представляет собой гробница Рамзеса 9. Расположенный в Карнаке храм Амон-Ра - самый ошеломляющий из всех египетских памятников, строительство которого продолжалось 1800 лет. Он состоит из трех отдельных центров, каждый из которых окружен стеной из кирпича-сырца. Самой необычной его частью является грандиозный гипостильный зал длиной 102 метра и шириной 53 метра, со 134 огромными колоннами 23 метровой высоты, которые стоят гордо и непоколебимо, бросая вызов векам.
В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.
Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней 7 чудес света. Свое название она получила по имени её создателя - фараона Хеопса (2551-2528г. до р.х.). Из-за своих размеров её иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой китайской стены, то пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком.
Её высота составляет 146,6 метра, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. В настоящее время верхняя часть пирамиды разрушена, и её нынешняя высота составляет 137 метров. Площадь основания составляет 230 на 230 метров. На таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира: Собор Св. Петра в Риме, собор Св. Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланские соборы.
На строительство пирамиды Хеопса ушло 2,3 млн. каменных блоков средним весов 2.5 тонн каждый. Во времена Хеопса грани пирамиды были облицованы отполированными плитами из мелкозернистого песчаника, которые затем были использованы на строительство дворцов мамлюкских султанов и сооружение домов в Каире. Об объеме использованного при строительстве пирамиды материала можно судить по такому факту, согласно подсчетам английских ученых, на строительство всех христианских церквей в Англии ушло меньше материала, чем на одну пирамиду Хеопса. Известно также, что из строительного камня пошедшего на возведение пирамиды Хеопса, можно было бы построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии. А ведь весь этот камень еще необходимо было как-то доставить к месту строительства. Как? Скорее всего, на баржах по Нилу. Такой способ перевозки очень часто применялся египтянами.
Применение новейших методик ведения раскопок в 21 веке позволило ученым разгадать хитрости древнеегипетских архитекторов, которые часто создавали целые лабиринты ложных коридоров, чтобы сбить с толку возможных осквернителей гробницы фараона. Два французских археолога Жак Бардо и Франсин Дармон собрали все доступные сведения по архитектурным деталям гробниц фараонов первых шести династий, сведя их в подробные карты для каждого из захоронений. На основании полученных карт они провели макрофотосъемку сотен метров внутренних галерей пирамид. Сопоставив карты и фотографии, археологи обнаружили, что огромное число пристенных стыков в галереях является искусно созданной фальсификацией. Они были вырезаны из камня, а потом закрыты слоем штукатурки или смешанной с известкой каменной крошкой. Таким образом, большая часть горизонтальных стыков оказались ложными. Это открытие, однако, позволило им обнаружить настоящие стыки и каменные стены, скрывающие вход в скрытые пустоты пирамид. Эти пустоты невозможно было обнаружить извне, поскольку внутри они были присыпаны песком, прекрасно обеспечивающим звукоизоляцию.
СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Почти каждому египетскому богу придавали формы, и каждому из них посвящено было какое-нибудь животное. Вот несколько примеров: Хор - ястреб, Тот - ибис, Бастет - кошка, Хнум - баран.
Кроме отправления культа богам-животным, египтяне еще поклонялись животным как таковым, наделенным определенными качествами и отмеченными особыми знаками.
Яркий тому пример - пышный культ Аписа - священного быка, почитавшегося в Мемфисе. Чтобы быка признали священным, он должен был обладать определенными характеристиками, которые могли знать только жрецы. По смерти Аписа, жрецы после длительного поста начинали поиски нового Аписа, у которого на лбу должен был присутствовать белый треугольник, на шее - пятно, напоминавшее орла, и другое пятно в форме растущей луны - на боку. В Мемфисе Апис жил в загоне перед храмом Птаха - творца Вселенной - и там принимал подношения от поклоняющихся ему и давал пророчества. До XIX династии каждый бык имел свою особую гробницу. Затем Рамсес II приказал хоронить их в общем некрополе - Серапеуме. Происхождение этого названия следующее: умерший Апис получал имя Осор-Аниса, от которого произошло греческое имя Серапис. Французский археолог Огюст Мариэтт, следуя точным указаниям из текста Страбона, открыл в 1851 году в Саккара легендарный Серапеум: широкую, длинную подземную галерею с погребальными камерами. Там мумии священных быков были помещены в монолитные саркофаги из розового гранита, известняка или базальта, достигавшие 4 метров в высоту и весившие до 70 тонн. В благодарность за помощь, которую оказывали некоторые птицы земледельцам, древние египтяне считали их также священными. Там же, в Саккара, есть некрополь священных птиц - ибисов. Ибисы должны были иметь голые, матово-черные голову и шею, синевато-серые лапы, великолепное белое оперение с отдельными сине-черными перьями на крыльях. Живой ибис был посвящен богу Тоту - греческому Гермесу, после смерти его мумифицировали и укладывали в глиняный сосуд.
В Фивах существовал особый культ крокодила, который жил там, прирученный, украшенный золотыми серьгами и кольцами, принимая от всех знаки почитания и благоговения.
Однако, как утверждает Геродот, не во всех городах Египта крокодил был священным животным. Так, например, в городе Элефантине и его окрестностях мясо крокодила даже употребляли в пищу.
В египетской религии важная роль отводилась кошке, которая называлась "мяу", звукоподражательным словом, перешедшим во все языки; от него же происходит глагол "мяукать". Кошка, посвященная богине Бастет, олицетворяла благодатное солнечное тепло. Ее культ особенно процветал в Нижнем Египте. Город Бубаст (сегодняшний Зигазиг), где был воздвигнут храм богини Бастет, был назван в ее честь. Кошка считалась настолько священным животным, что даже случайное ее убийство вело к смертной казне. Огромное количество забальзамированных мумий кошек было найдено в Бени-Хасане.
О ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ КАК ТОКОВОМ
Если попробовать вкратце рассказать о том, что нам точно известно и Древнем Египте то получиться на удивление немного.
Египет всегда управлялся абсолютным монархом. Царь, или фараон, считался живым богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он носил титул Сына Солнца и воплощал власть религиозную, политическую и военную во всем Египте. Его помощником был первый министр (визирь), возглавлявший исполнительную власть. "Фараон" - это на самом деле греческое искажение египетского слова, обозначавшего царский дворец. Этим словом стали обозначать персону царя лишь со времени Нового царства после 1580 года до н.э.