Смекни!
smekni.com

История развития чувашской литературы в период до 1917 года (стр. 2 из 2)

Здесь дело развертывается на общем фоне безземелья крестьян, нуждающихся в выгоне, но сдающих в аренду Янтраку общественные пустопорожние места за водку. Молодежь сопротивляется и жестоко избивает кулака, но впоследствии кулак мстит, убив вилами героя Петра, когда он собирался увести замуж его сестру. Действие происходит уже в начале реакции и потому неудивительно, что в рассказе, под руководством кулака Янтрака, была отобрана часть школьной земли.

Если мы дальше проследим движение чувашской литературы, то в реакционные годы не можем похвалиться ни одним солидным изданием, кроме маленьких брошюр (и те в издании военного времени). После закрытия газеты «Хыпар» никаких журналов и альманахов не издавалось; чувашские литературные силы разбрелись по разным городам и деревням. Например, теперешний поэт Полорусов скитался по Сибири. В Сибири же погиб Таяр Тимки, сотрудник «Хыпар», давший несколько революционных песен. Чувашская интеллигенция изверилась в будущности чувашской "литературы — и мы видим в эпоху 1908—1914 гг. только две заметные книжки. Одна – Н. Шубоссинни с 7 стихотворениями и другая — сборник народных песен, собранных Пазухиным П. В. среди чуваш Казанской и Симбирской губерний.

В брошюре Шубоссинни бодрые песни сменяются унылыми нотками. Среди песен имеется сочный фельетон-пасквиль «Пьтелмей», в котором зло осмеян деревенский богач-мельник с сыном-гимназистом «светлопуговкиным», отрицающим физический труд и хвалящимся, что работает головой. Здесь отразился в резкой форме отход интеллигенции от трудящихся в те реакционные годы, когда чувашские интеллигенты уже мало интересовались политикой. Каждый шел в разброд вперед, что ярко отображено в лирических стихотворениях «Одинокий» и «Наш путь». В этом же сборнике помещена песня трубокура «Трубка», которая стала весьма популярной среди чуваш, вызывая до сих пор подражания. «Трубка» в форме гимна табакокурению осмеивает табак и курящих, нередко являющихся виновниками деревенских пожаров (она и написана-то после пожара в с. Альгешево). Эта песня до сих пор в деревнях декламируется на различных литературных вечерах. Кроме указанных авторов был еще ряд писателей, как: Тхти, Кореньков, Юркий, но произведения их не собраны и их трудно учесть.

Вот почти вся литература, созданная в период до 1917 года. Она мала по размеру и проста по содержанию. В ней, однако, много материала для филолога, но немало и для этнографа и социолога.