Схема Всесоюзного парада физкультурников 1938 года, как наиболее характерная для парадов предвоенных лет:
1. Церемония приёма парада. Митинг.
2. Торжественный марш участников парада.
3. Спортивно-гимнастические выступления.
В 30-е годы парады физкультурников обретают особые черты. Они превращаются в синтетическое зрелище, впитавшее в себя элементы спорта, искусства и культуры первого в мире пролетарского многонационального государства. Эти парады были глубоко пронизаны партийной и советской идеологией. «Свет кремлёвских звёзд», «Счастливая родина», «Спасибо ВКП(б) за счастливую юность», «Готовим будущих героев» - темы, которые решали на параде 1938 года физкультурники страны.
Для парадов тех лет характерны яркость, красочность костюмов и художественно-декоративного оформления колонн, каскад остроумных режиссёрских и художественных находок и решений, красивые построения и сложные перестроения, синхронность гимнастических движений, исполняемых на ходу, смелость в показе различных видов спорта и отличная строевая подготовка.
Всё это произошло не сразу. В 20-е годы торжественные марш-парады, по существу, мало чем отличались от демонстраций трудящихся. Физкультурники несли те же лозунги, почти те же предметы оформления. Лишь к середине 30-х годов появились признаки новизны и оригинальности. У каждой колонны обозначилась своя тема, которую определяла производственная, национальная и спортивная принадлежность участников марша. Яркие и разнообразные одежды, оригинальное оформление, стремление показать образную картину, связанную с производственной деятельностью, культурой и бытом той или иной республики – всё это рождало художественное впечатление, но требовало большой предварительной работы режиссёров, художников, тренеров и организаторов. Однако они были стеснены в возможностях, поскольку время действия строго ограничивалось временем прохождения колонны перед трибуной.
Участники торжественного марша одним коротким движением или какой-нибудь деталью обозначали замысел темы, звучавшей как тезис, как лозунг. Стиль оформления тяготел к плакатности. Широко стали применяться всевозможные предметы бутафории, картины, диаграммы. Таким образом, была преодолена статичность в элементах оформления.
Был найден более динамичный принцип построения и оформления колонн марш-парада. Спортсмены сами должны были стать объектом зрелища. Появились паузы в марше, стремительные развороты колонн, оригинальные перестроения, показ гимнастических упражнений.
Поиск всё новых изобразительных решений вёлся неустанно – во время торжественного марш-парада стали применяться трансформирующиеся гимнастические снаряды и предметы: булава мгновенно превращалась в раскрывающуюся коробочку хлопка или головку подсолнуха, шест становился гигантским золотым колосом, веслом с цветными лопастями или флагом. Важным компонентом действия стала музыка. Обрёл высокое значение ритм.
Совершенствовали свои выступления гимнасты. Они стали выполнять упражнения на разнообразных гимнастических снарядах. Это требовало тщательной подготовки и большого мастерства спортсменов. Необходимо было не только показать сложные гимнастические упражнения, но и добиться их синхронности и зрелищности. Основная трудность при подготовке массовых выступлений на гимнастических снарядах – необходимость очень быстро их внести на площадь и унести обратно. Было создано много облегчённые гимнастических снарядов.
Для Всесоюзного парада физкультурников 1938г. режиссёры-постановщики делегации Белорусской ССР (К. Галейзовский и А. Губанов) создали многоярусную сварную конструкцию, которая мгновенно заполнялась гимнастами. Отлично отработанные поточные движения гимнастов, цвет их костюмов и «бронза» тел создавали образ причудливой многоцветной вазы, которая многократно меняла свою форму.
Эта композиция открыла возможность использовать поточные движения в самых разнообразных комбинациях массовых гимнастических выступлений. Поточные движения, мастерски перенесённые из хореографии в массовые гимнастические выступления известным балетмейстером К. Галейзовским, развивались, видоизменялись и совершенствовались.
Спортивная режиссура тех лет добилась определенных успехов, особенно в постановке отдельных массовых гимнастических выступлений. Утвердились многие выразительные средства, достаточно умело осуществлялся монтаж сольных и групповых номеров с массовым номером и т.д.
Совместная работа спортивных режиссеров с профессиональными режиссерами, балетмейстерами, художниками и композиторами способствовала взаимному творческому обогащению. Результатом этого замечательного содружества было появление прекрасных композиций массовых гимнастических выступлений и спортивных праздников, вошедших в сокровищницу массового искусства. Этот творческий союз отдельных постановщиков продолжается до сегодняшнего дня.
В 1939 году постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было установлено ежегодное проведение дня физкультурника и всесоюзные парады физкультурников в Москве стали проводиться именно в этот день.
Почин Москвы в проведении физкультурных праздников в форме парадов был поддержан почти во всех крупнейших городах СССР.
Вслед за летними парадами в практику вошло проведение зимних праздников-парадов. В 1934 году в зимнем параде ленинградских физкультурников, отлично организованном и чётко проведённом, участвовало 100 000 лыжников, конькобежцев и хоккеистов.
Для всех физкультурных праздников и зрелищ 20-х и 30-х гг. двадцатого столетия в Советском Союзе характерна чёткая идеологическая направленность – защита завоеваний революции и укрепление обороноспособности страны.
Прерванные Великой Отечественной войной массовые физкультурные праздники и зрелища возобновились за год до её окончания. 16 июля 1944 года в Москве на стадионе «Динамо» проводился большой спортивно-гимнастический праздник, посвящённый Всесоюзному дню физкультурника.
В августе 1945 года на Красной площади состоялся Всесоюзный парад физкультурников, посвящённый Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Выступления всех делегаций были пронизаны всеобщим восторгом и ликованием.
В 1946 году Всесоюзный парад физкультурников впервые был перенесён с Красной площади на Центральный стадион «Динамо». Массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования приобрели особую праздничность и торжественность. Всё пространство спортивных арен подчинено восприятию спортивных зрелищ. Амфитеатры трибун и их круговая организация обладают преимуществом перед плоскостным расположением зрительных мест.
Круговой амфитеатр открывает не локальные зоны действия, а всё пространство арены. Зритель видит общую картину, слагающуюся из множества разнообразных элементов: гимнастики, спорта, строевой подготовки, художественно-декоративного и музыкального оформления.
С 1946 года на специально оборудованном стадионе «Динамо», где для парадов были выстроены две звуковые студии, появилась возможность проводить массовые гимнастические выступления в сопровождении не только духового оркестра, но и симфонического, оркестра народных инструментов и даже вокалистов.
На стадионах зрители смотрели на поле сверху. Зелёные травяной ковёр стал глубоким и насыщенным по цвету фоном. Линии и цвет стали основными средствами в создании композиций. Многообразные перестроения групп спортсменов в разноцветных костюмах использовались для игры цвета. Наряду с этим режиссёры и художники стали применять и новые цветовые элементы: шарфы, ленты, веера, гирлянды и т.п. Постепенно возникла новая сфера творчество, где происходило слияние спорта и искусства, сфера художественной выразительности и образной содержательности. Физкультурное зрелище стало оказывать такое же эмоциональное воздействие, как музыка, танец или цирковое представление.
Ещё до 1946 года все массовые гимнастические и спортивные выступления, проводимые на Красной площади, повторялись затем в течение нескольких дней на Центральном стадионе «Динамо», и здесь возникли непредвиденные сложности. Зрители на трибунах были одеты по собственному выбору и вкусу. Нередко пестрота одежды на Южной трибуне стадиона резко мешала восприятию зрелища с других трибун. Целостная цветовая композиция разрушалась. Поэтому при подготовке Всесоюзного парада физкультурников 1946 года возникла мысль о создании мягкого по цвету фона на Южной трибуне, который помогал бы органичному восприятию зрелища. При дальнейшей разработке этой проблемы художники и режиссёры открыли новый выразительный приём – смену цветового фона для различных эпизодов. Б. Кноблок предложил «книгу», сброшюрованную из цветных страниц. На Южной трибуне разместились 7 000 участников. В руках у каждого из них была такая книга, которую они листали в определённом порядке. Так на трибуне стали появляться различные фоны и орнаменты, сопровождающие выступления.
На Всесоюзном параде физкультурников 1947 года этот принцип был использован дважды. «Книги» были заменены двусторонними разноцветными флажками. У каждого из 7 000 участников было по два двусторонних флажка, используя которые они создавали нужные фоны и орнаменты. Этот же приём был использован в финале выступления делегации физкультурников РСФСР для создания лозунгов и символов на поле стадиона (режиссёры-постановщики – И. Моисеев и Я. Теверовский).
Дальнейшие физкультурные праздники и зрелища, проведённые не только в Москве и Ленинграде, но и в ряде других городов, показали безграничные возможности этого приёма.
На Всесоюзных парадах физкультурников, проводимых на стадионе «Динамо» (1946, 1947 и 1954гг.) резко сократилось число участников торжественных маршей и увеличилось число участников массовых гимнастических выступлений и спортивных соревнований.
Содержание гимнастических выступлений делегаций физкультурников союзных республик изменилось – сократился показ народных танцев, увеличился объём спортивной и художественной гимнастики, акробатики, национальных видов спорта. Увеличение количества участвующих в гимнастических выступлениях дало возможность значительно разнообразить композиции выступлений и сделать их более красочными. В программы Всесоюзных парадов было введено большое количество спортивных соревнований: по лёгкой атлетике, борьбе, боксу, волейболу, футболу, тяжёлой атлетике и т. д.