Научно-методические аспекты подготовки спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики
Введение
Быстрый рост спортивных результатов, биологические особенности женского организма, отсутствие научно обоснованной программы подготовки женщин в современном спорте высших достижений определяют актуальность проблемы женского спорта. Не вызывает сомнения, что половой диморфизм и связанные с ним физиологические особенности женского организма предопределяют необходимость специфики построения тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменок [13, 19, 20]. При этом изменения отношений между функциональными системами индивидуумов с различной половой принадлежностью в ответ на одни и те же внешние и внутренние воздействия могут существенно отличаться [15, 16]. Знание особенностей строения женского организма, этапов биологического созревания, периодов овариально-менструального цикла (ОМЦ), функциональных возможностей основных систем организма, восстанавливаемости функций необходимо при планировании тренировочных нагрузок, выборе обучающих и тренирующих воздействий для развития двигательных качеств, технико-тактической и психологической подготовки как при долгосрочном планировании, так и на этапах подготовки. А пока основные положения организации тренировочного процесса касаются как бы «бесполого спортсмена» [4].
В настоящее время нет однозначных данных о методике тренировки женщин, хотя и можно выделить два разнонаправленных мнения специалистов и в связи с этим два подхода к этому вопросу. Так, анализируя данное положение, В.Н. Платонов [10] отмечает, что первая группа ученых и практиков предлагает учитывать в построении мезоциклов тренировки ОМЦ женщин. Вторая же настаивает на том, что строить тренировочный процесс у спортсменок необходимо по образу и подобию спортсменов на основе общих закономерностей тренировки. Доказательных научных объяснений такого разделения не существует.
А поскольку большинство исследований по изучению влияния спорта на организм, по обоснованию режима и методики тренировки было проведено на спортсменах-мужчинах, то их результаты нередко механически переносились на построение тренировки женщин, что далеко не во всем правомерно, а иногда и небезвредно. Между тем доказано [5, 19], что не во все фазы биологического цикла спортсменки в состоянии выполнить тренировочные и соревновательные нагрузки. Кроме этого, календарь соревнований не может предусмотреть разнообразность специфического биологического цикла спортсменок - как его общей длительности, так и сроков наступления отдельных фаз.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что перспективы развития женского спорта несомненно зависят от разработки дифференцированной методики построения спортивной подготовки женщин в том или ином виде спорта, а решение упомянутых выше теоретических и экспериментальных аспектов проблемы представляется весьма актуальным.
Цель исследования - обоснование теоретико-методической концепции построения макроцикла подготовки спортсменок, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики.
В исследовании приняло участие 95 спортсменок, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики (бег на короткие и барьерные дистанции, тройной прыжок, метание молота), различного возраста (от 15 до 30 лет) и спортивной квалификации (от II разряда до МСМК).
Использовались инструментальные методики: хронометрия, полидинамометрия, подометрия. С помощью компьютерной тензометрической аппаратуры регистрировались характеристики, оценивающие скоростно-силовые способности спортсменок, в частности кривая «сила-время» взрывного изометрического усилия при сгибании и разгибании бедра, голени, стопы. У спортсменок, специализирующихся в метании молота, исследовалась группа мышц, несущих основную нагрузку при выполнении метательных движений: мышцы-разгибатели ног, туловища, верхних конечностей (сгибатели и разгибатели предплечья). По полученным тензодинамо-метрическим кривым определялись максимальная изометрическая сила мышц (Fmax) и время, в течение которого был достигнут максимум (tmax), а также дифференцированный показатель (градиент), характеризующий уровень развития взрывной силы
Результаты исследования
Разработанные В.Г. Семеновым [13] теоретико-методические основы формирования адаптации двигательного аппарата спортсменок к циклическим локомоциям максимальной мощности в процессе спортивного онтогенеза послужили предпосылкой для проведения комплексных лонгитудиальных исследований, направленных на выявление специфических особенностей адаптационного процесса спортсменок, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики, в основу которых положена методика для оценки гармоничности силы мышц как отдельного звена, так и всей кинематической цепи нижних конечностей.
Оценка определялась на основе трех индексов:
- внутризвеньевой, для оценки соотношения силы мышц-разгибателей к сгибателям одного звена (стопы, голени, бедра);
- межзвеньевой, для оценки соотношения суммарной силы мышц между звеньями нижних конечностей;
- интегральный, для оценки соотношения суммарной силы мышц-разгибателей к сгибателям нижних конечностей.
Правомерность переноса апробированной нетрадиционной методики на другие скоростно-силовые виды легкой атлетики (спринтерский и барьерный бег, тройной прыжок, метание молота) объясняется тем, что в основе целевого компонента двигательной задачи в данных дисциплинах лежит скорость движения, а также необходимость проявлять мощное концентрированное рабочее усилие в фазах конкретного спортивного упражнения.
Результаты исследования (рис. 1) показали, что компенсаторно-приспособительные силовые перестройки всех звеньев нижних конечностей обусловлены гетерохронностью формирования внутризвенных и межзвенных соотношений силы мышц-сгибателей и разгибателей, и различными темпами их адаптивной изменчивости на уровне одного звена и нескольких звеньев. У спортсменок высокой квалификации выявлена наибольшая гармонизация взаимоотношений силы мышц на всех уровнях (на рисунке 1 представлено взаимоотношение на интегральном уровне). Данная закономерность - следствие морфобиомеханического совершенствования взаимосоразмерности силы мышц на уровне одного или нескольких звеньев и один из ведущих факторов формирования скоростных движений. Кроме того, это свидетельствует о том, что сущность адаптационного процесса в условиях спортивной деятельности заключается не только в повышении моторного потенциала в ходе многолетней подготовки, но и во всевозрастающем умении спортсменок эффективно использовать этот потенциал для решения конкретной двигательной задачи.
Показательно, что силовая диспропорция мышц нижних конечностей бегуний на 400 м с барьерами по мере роста мастерства снижается в 2,7 раза, а у бегуний на 100 м с барьерами практически не изменяется. Этот феномен можно объяснить тем, что расстояние между барьерами на дистанции 400 м «требует» увеличенной длины бегового шага, и это предопределяет на начальных этапах спортивного онтогенеза в большей мере развитие разгибателей ноги. Бег на дистанции 100 м с барьерами, наоборот, носит «темповую окраску» [2], и результат в значительной мере зависит от частоты шагов между барьерами. Здесь следует отметить, что многочисленные исследования [11, 18] показали, что величина длины шага при циклических локомоциях максимальной мощности зависит от разгибателей ноги и стопы, а частота шагов (темп) - от сгибателей ноги и туловища.
Что касается метательниц молота, то полученная динамика интегрального индекса, отличающаяся от динамики спортсменок других спортивных дисциплин, может быть обусловлена тем, что на начальных этапах спортивного мастерства выполнение основного движения происходит за счет мышц верхних конечностей и туловища, а только спортсменки высокого класса способны эффективно при метании снаряда «загрузить» более сильные мышцы нижних конечностей.
Выявленные закономерности адаптивной изменчивости силы мышц-сгибателей и разгибателей нижних конечностей у спортсменок, специализирующихся в данных видах, позволяют обосновать содержание долговременной адаптации двигательного аппарата, которая формируется последовательно на 4 этапах многолетней спортивной подготовки [14].
Первый этап (II разряд) характеризуется большой рассогласованностью и диспропорцией силы мышц на уровне одного звена, между звеньями и интегрально всей кинематической цепи нижних конечностей. Двигательное действие в целом еще динамически неустойчиво, его конечный эффект невысок и нестабилен.
Второй этап (I разряд) характерен приспособительными перестройками в мышцах-разгибателях тазобедренного и коленного суставов.
Следует подчеркнуть, что работа названных групп мышц направлена против силы тяжести и инертного сопротивления массы всего тела, что, естественно, требует от них значительных напряжений. Сгибатели бедра, обеспечивающие вынос ноги вперед, встречают противодействие со стороны силы тяжести и инертного сопротивления массы только одной ноги и, следовательно, имеют меньшие предпосылки для функционального совершенствования. Поэтому сгибатели бедра значительно уступают разгибателям как в силе, так и в быстроте проявления двигательного усилия.
Третий этап (КМС - МС) связан с активным началом гармонизации внутри и межзвенных взаимоотношений силы мышц-сгибателей и разгибателей нижних конечностей. Фоном этого служит продолжающееся выравнивание взаимоотношений силы сгибателей и разгибателей бедра по отношению к силе сгибателей и разгибателей стопы.
Четвертый этап характерен для спортсменок высокой квалификации (МСМК) и здесь наблюдается высокая гармонизация взаимоотношений силы мышц для предложенных индексов. Этот этап характеризуется тем, что реактивные и инерционные силы органически трансформируются в биодинамике движения и создаются оптимальные условия для высокой согласованности и гармонизации силы мышц нижних конечностей.
Таким образом, в основе становления мастерства спортсменок лежат общие закономерности адаптации организма к условиям спортивной деятельности, которые внешне выражаются в определенной последовательности морфофункциональной специализации моторного потенциала и совершенствовании умения спортсменок эффективно использовать свои возможности в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Наши данные позволяют говорить о специфичности долговременной адаптации двигательного аппарата к локомоциям максимальной мощности как о системном и морфо-функциональном явлении, закономерно развивающимся во времени, имеющим специфическое содержание, конкретные этапы и отличительные особенности, которые должны неукоснительно учитываться в процессе многолетнего спортивного мастерства спортсменок.
Для конкретизации тренирующей направленности различных структурных единиц макроцикла важное значение имеет наличие объективных данных о взаимосвязи специальной подготовленности спортсменок и объемом выполняемой доминирующей тренировочной работы. Показано, что в подготовительном периоде (март-апрель) при выполнении в течение семи недель большого суммарного объема силовой нагрузки у спортсменок (n = 15) достоверно (p < 0,05) уменьшались результаты в метании ядра (на 5,8%) и тройном прыжке с места (на 4,6%); взрывная сила мышц верхних конечностей (фиксировалась только у метательниц) снижалась в среднем на 8,6%; мышц-разгибателей ноги и туловища -на 9,8% и 6,2%, а значение силы, проявляемой за 0,1 с -на 15,2% по сравнению с фоновым уровнем, зафиксированным на первой неделе наблюдения.
Последующее снижение нагрузки силовой направленности (май) способствовало интенсивному приросту скоростно-силовых показателей. Так, на последней (12-й) неделе наблюдений взрывная сила мышц верхних конечностей возросла у метательниц в среднем на 10,2%, мышц-разгибателей ноги - на 8,1%, а результаты в метании ядра и в тройном прыжке с места увеличились у представительниц исследуемых видов легкой атлетики в среднем, соответственно, на 6,5% и 5,8% по сравнению с исходным уровнем, зафиксированным на первой неделе наблюдений. Отмечен наиболее значительный рост силы, проявляемой за 0,1 с (в среднем на 18,2%). Указанные изменения имеют достоверный характер (p < 0,05). Следует подчеркнуть, что для адекватной оценки полученных показателей исходное и конечное тестирования происходили в одну и ту же фазу ОМЦ.
Полученные данные согласуются с описанной в литературе характеристикой кумулятивного эффекта тренировочной нагрузки большого объема [4] и ранее фиксировались у мужчин и женщин в отдельных видах легкой атлетики [1, 7, 9]. Высокий уровень специальной силовой подготовленности спортсменок в данный период создает благоприятный функциональный фон для целенаправленной работы технического характера, а также незначительной по объему и интенсивности работы специфической направленности (например, метание облегченного или стандартного снаряда для метательниц, бег с препятствиями различной расстановки для барьеристок).
Изменение силовых и скоростно-силовых показателей в течение ОМЦ выявило следующее:
1) во время менструальной (I) фазы проявление силы и скоростно-силовых качеств, в основном, минимально;
2) по отношению к фазе менструации в постменструальной (II) фазе происходит повышение фиксируемых показателей в среднем на 6,8% (p < 0,05). Особенно значительно возрастают показатели силы за 0,1с (на 10,2);
3) во время овуляции (III) анализируемые характеристики в среднем повышаются на 2,8% (p > 0,05);
4) в постовуляторную (IV) фазу отмечается наиболее высокий уровень силы и скоростно-силовых показателей. Так, характеристики, оцениваемые методом тензо-динамографии, увеличились по отношению к менструальной фазе в среднем на 10,6%, в тройном прыжке с места - на 6,3%, а в метании ядра снизу вперед и назад -в среднем, на 8,6%.
Предменструальная (V) фаза характеризуется достоверным (p < 0,05) снижением анализируемых показателей, зафиксированных инструментальным методом - в среднем на 5,3%, незначительным уменьшением результатов в метании ядра - на 2,2%, (p > 0,05), и в тройном прыжке с места - на 3,6%, (p > 0,05).