Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 11 из 46)

Вопросы для самопроверки:

1. Почему различают культуру и цивилизацию?

2. Каково соотношение природы и культуры? Почему культуру называют второй природой?

3. Природным или культурным существом является человек?
Почему?

4. Возможно ли равновесие между природой и культурой?

5. Культура как «производство» человека.

Термины:

Ценностные ориентации – действенные предпочтения лично­сти, позволяющие ей ранжировать культурные объекты по значимо­сти.

48


Цивилизации ( от лат. civilis гражданский, государственный)

– синоним культуры; ступень развития материальной и духовной культуры; хозяйственно-технические и социально-политические сфе­ры предметной деятельности людей, ограниченные временными рам­ками и пространственными границами; состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека; крупные межна­циональные сообщества людей, объединенные общими духовными ценностями, имеющие особые устойчивые черты в социально-политической, экономической и культурной жизни и развивающие у своих представителей психологическое чувство принадлежности к данному обществу.

Элитарная культура – профессионально создаваемая по заказу и обслуживающая потребности правящего меньшинства культуры, в рамках которой формируется особый стиль жизни.

Раздел 4. Роль культурных ориентаций в развитии

общества

4.1 Субкультура. Контркультура

Понятие субкультуры. На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феноме­ны. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. Как раз по отношению к субкультурным явлениям родилась характеристика особой ментальности как специфической настроенно­сти определенных групп. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно. Их собственное поведение выстраивается по специфиче­ским лекалам.

Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не пре-тендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Мы можем говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, к примеру, не счи­тают зазорным воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго

49


правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями, собственным разумением и жизненным опытом.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Журнал «Огонек» в свое время посвятил этой теме несколько интересных публикаций, которые говорят о том, что это среда создает свой особый мир ценностей, не всегда понятных обыч­ным людям.

Подобные феномены мы и называем субкультурами, фиксируя таким обозначением герметичность данного явления. Цыгане не пре­тендуют на всеобщность их жизненных и практических установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь свои соб­ственные законы в противовес господствующим в культуре, которую они воспринимают как «чужую». То же можно сказать о криминаль­ном мире. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев и не превра­щаться в официоз.

И тем не менее в истории культуры, судя по всему, складыва­ются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начина­ют претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и прак­тические установки для широких социальных общностей. В этом слу­чае можно говорить уже не о субкультурах, а скорее, о контркультур­ных тенденциях.

Понятие контркультуры. В современной культурологии и со­циологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противо­стоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в кон­кретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной моло­дежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов».

Понятие «контркультура» появилось в западной литературе 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который по­пытался объединить различные духовные влияния, направленные про­тив господствующей культуры, в некий относительно целостный фе­номен — контркультуру. Кто такие хиппи, теперь более или менее из-50


вестно. Что касается «разбитого поколения», то Джек Керуак был пер­вым писателем, который сформулировал новые духовные ориентиры молодежи. Битничество зародилось в 1944—1945 гг., когда встрети­лись вместе Д. Керуак, У. Берроуз и А. Гинзберг. Познакомившись, писатели стали экспериментировать с такими понятиями, как «друж­ба», «новое видение», «новое сознание». Родиной «поколения разби­тых» оказалась Калифорния. Она стала местом съемок культового фильма безумных 70-х «Забриски-пойнт» Микеланджело Антониони. Битничество поначалу не оформилось как литературное или художе­ственное течение. Это была идеологически агрессивная группировка, которая пыталась отыскать в концептуально разнородной теоретиче­ской литературе обоснование новому жизнепониманию.

Бунт начался тогда же, в 50-х годах. Он обозначился как поиск собственных субкультурных ориентаций. Сексуальный протест выра­зился в гомосексуальных экспериментах, которые стали модны в кру­гах интеллектуалов. Среди культурных фигур битников — Уолт Уит­мен, Томас Вулф, Генри Миллер. Так возникла в эстетике битников поэтизация мужского, мужественного, бунтарского характера. Дж. Тайтелл в книге «Нагие ангелы» отмечал, что молодые бунтари рас­сматривали себя как отверженных общества, ищущих основы иного мироощущения.

Молодежная субкультура. Одновременно с «разбитым поколе­нием» битников в американской действительности в 60-х годах обна­ружился ложный спектр различных субкультурных феноменов. Назо­вем среди них рокеров — это одетые с ног до головы в кожу мото­циклисты, наводящие ужас на обывателя. Мир рокеров — их банда; их религия — рок; их Бог — спортивный Иисус на манер Джеймса Бон­да, французский социолог Жозет Алиа замечает, что сами рокеры счи­тают себя «королями», властителями других авангардных групп.

Что касается мировосприятия рокеров то, как показывает анг­лийский социолог П. Уиллис, они оценивают мир с «жизнеутвер­ждающей надежностью»; их собственные ценности, установки, чувст­ва настолько глубоко укоренились в них самих, что образуют часть очевидной обыденной реальности. Рокеры культивируют «мужской дух», жестокость и прямоту межличностного общения. Они явно склонны примитивизировать социальные отношения.

Обитая в созданном ими однозначном мире, рокеры полагаюся главным образом на собственную силу и физический самоконтроль.

51


Центральное значение этой установки косвенно проявляется в отвер­жении наркотиков. Общая ориентация получила у рокеров воплоще­ние в подчеркнуто «мужском» стиле поведения. Этот стиль присущ и внутригрупповому общению. В личных контактах постоянно присут­ствуют толчки, шлепки, шутливые удары и потасовки. «Кожаные» мужчины любят драки. Внешний вид их подчеркнуто агрессивен. Мо­тоциклетное кожаное и грубополотняное одеяние с металлическими планками делает их угрожающе похожими на машину. Высокие бо­тинки напоминают о том, что они могут быть пущены в ход, если дра­ка начнется. На руках и груди рокеров — татуировка, примета супер­мена. В уши вдеты кольца это дань молодежной моде. Даже изо­бражения распятого Христа используются как символы устрашения.

Фундаментальная уверенность рокеров, как и вообще весь их стиль — .грубый, шумный и уверенный, прямо перекликается с опре­деленным стилем, с рок-н-роллом. Рокеры считают своей «музыкой» мускульную характерность раннего рок-н-ролла, символами которого были Элвис Пресли и Бадди Холли. Последующую стилизацию рока они отвергают. Тяжелый и простой ритм этой музыки, вызывающей ощущение ритмического и властного движения в безвременье, хорошо вписывается в их обращение с техникой. Для нашей темы существен­но подчеркнуть живучеесть субкультур.

В 80-х годах сохранился сложный спектр экзотических феноме­нов. Возьмем, к примеру, панков. Слово это известно еще с XVI в. Оно переводилось как «уличная девка». В качестве прилагательного, по свидетельству Оксфордского словаря, оно может быть переведено как «испорченный», «никчемный», «не обладающий никакими свойства­ми». В 1970 г. некий Остерберг, известный под псевдонимом Игги Поп, вышел на сцену в Детройте, распорол себе осколком стекла ого­ленную грудь и затем в сопровождении участников своей группы «Марионетки», облаченных в нацистскую форму, стал выкрикивать: «Я — последнее дерьмо!», «Меня тошнит от вас!». Через несколько лет в западной прессе замелькали слова «панк-музыка», «панк-политика», «панк-культура». К концу 70-х годов приобрел огромную популярность ансамбль «Секс пистолз». Панк-группы росли как гри­бы.

Сравнительно недавно мировая культурология обратила внима­ние на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. Внимание современных культурологов удерживает на этой проблеме