Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 14 из 46)

61


Характерные черты искусства: оно служит могучим средством общения между людьми; связано с переживаниями и эмоциями; пред­полагает преимущественно чувственное восприятие и непременно субъективное восприятие-видение действительности; ему присущи образность и творческий характер.

Социальные функции искусства.

Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая дейст­вительность, искусство является одним из способов познания духов­ного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей и общественных отношений. Специфика этой функции искусства – в обращенности к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу сокровенной духовности и нравственных побуждений лично­сти.

Аксиологическая функция искусства заключается в оценке его воздействия на личность в контексте определения идеалов (или отри­цания определенных парадигм), т. е. обобщенных представлений о со­вершенстве духовного развития, о той нормативной модели, ориента­ция на которую и стремление к которой задается художником как представителем социума.

Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя в себе многообразный опыт жизнедеятельности людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкус, идеал, взгляды на мир, их миро­ощущение и мировоззрение, искусство является одним из универсаль­ных средств связи, общения между людьми, обогащения духовного мира отдельного человека опытом всего человечества. Классические произведения объединяют культуры и эпохи, раздвигают горизонты человеческого мировоззрения. «Искусство, всякое искусство, – писал Л. Н. Толстой, – само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впе­чатление».

Гедонистическая функция заключается в том, что подлинное ис­кусство несет людям наслаждение (непрятие зла), одухотворяет их.

Эстетическая функция. По своей природе искусство – это выс­шая форма освоения мира «по законам красоты». Оно, по сути, воз­никло как отображение действительности в ее эстетическом своеобра­зии. Выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, форми-

62


руя эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности.

Эвристическая функция. Создание художественного произведе­ния – это опыт творчества – сосредоточение творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры чувств и высоты идеалов, глу­бины мыслей и мастерства. Освоение художественных ценностей – тоже творческая деятельность. Само искусство несет в себе удиви­тельную способность пробуждать мысли и чувства, заложенные в ху­дожественном произведении, и саму способность к творчеству в уни­версальном проявлении. Воздействие искусства не исчезает с прекра­щением непосредственного контакта с художественным произведени­ем: продуктивная эмоционально-психическая энергия охраняется как бы «в запасе», входит в устойчивый базис личности.

Воспитательная функция. В искусстве выражена вся система че­ловеческих отношений к миру – нормы и идеалы свободы, истин, доб­ра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрите­лем художественного произведения есть сотворчество, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гар­моническом взаимодействии. В этом состоит предназначение воспита­тельной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.

К закономерностям функционирования искусства относятся такие особенности: развитие искусства не носит поступательного ха­рактера, идет как бы толчками; произведения искусства всегда выра­жают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя; художественные ше­девры неподвластны времени и относительно независимы от меняю­щихся групповых и национальных вкусов; искусство демократично (оно воздействует на людей независимо от их образования и интеллек­та, не признает никаких социальных перегородок); подлинное искус­ство, как правило, гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и новаторства.

Таким образом, искусство представляет собой специфический вид духовной деятельности людей, для которой характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художественно-образных формах.

63


5.2 Классификация искусств

Искусство, как важнейшая часть культуры, находит свое выраже­ние в безграничном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых – от наскального рисунка или примитивного танца до грандиозного «шоу» или киносериалов современности – неуклонно увеличивается по мере роста эстетическо­го сознания человечества. При этом его развитие идет по линии созда­ния все более комплексных, синтетических искусств, к примеру, слия­ния с техникой, на основе эстетизации человеческого бытия. Поэтому дать стройную и законченную классификацию видов современного искусства достаточно трудно.

Традиционная эстетика делит художественные произведения,

прежде всего, по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с этим критерием, к первой группе относятся такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика и т. п. Ко второй – музы­ка, балет, театр, другие виды «зрелищного» искусства. Однако легко заметить, что подобной «жесткой» классификации подчиняются дале­ко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственно временными.

К какому виду искусства отнести художественную литературу? Это и недвижимая книга, и сама жизнь, воспринимаемая и переживае­мая читателем во времени и пространстве. Даже такой подвижный вид искусства как танец в индийской хореографии на наших глазах пре­вращается вдруг в живую скульптуру; а некоторые поэты, например, Маяковский, Цветаева, Вознесенский и др., нередко прибегают к так называемой «визуальной», или графической, поэзии, оформляя свои стихи столбиком, крестом, лесенкой, кругом и т. п. и внося во «вре­менное» искусство поэзии выразительный «пространственный эле­мент.

Собственно классификация выделяет разновидности искусства – изобразительное, музыкальное, «синтетическое», «техническое», де­коративно-прикладное и др.

Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т. е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных ис­кусств, как правило. Имеют предметную (материальную) форму и не

64


изменяются во времени и пространстве (за исключением случаев пор­чи и гибели). Живопись, скульптура, монументальное искусство, а также в значительной мере декоративно-прикладное искусство отно­сятся к пространственному искусству. Тем не менее, они способны в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движе­ние, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, полити­ческие, философские и эстетические идеи.

Музыка – вид искусства акустического восприятия, отличается ин­тенсивным действием на эмоциональные сферы людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Ви­димо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, уни­версальным языком.

Синтетические искусства – виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качест­венно новое и единое эстетическое целое. Определение относится, прежде всего, к театру (драматический и оперный) в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов искусств, и др.

«Технические искусства» в развитых формах возникли сравни­тельно недавно; это своеобразный симбиоз искусства и техники. Ха­рактерный пример – создание «светомузыки», суть которой заключа­ется в стремлении слить в некий органический синтез «мелодию» ме­няющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собст­венно мелодию – другой. В настоящее время к наиболее распростра­ненным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, компьютерную графику и, с известными оговорками, телевиде­ние.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. «deccoro» – укра­шаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетво­ряя его индивидуальные эстетические потребности. Сфера декоратив­но-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования – посуды, различ-65


ного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огне­стрельного оружия – до художественной организации целых архитек­турно-парковых комплексов.

Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окру­жающей человека среды.

Рассмотренные принципы классификации произведений искусства носят самый общий характер, в значительной мере опираются на тра­дицию и не исчерпывают возможности их дальнейшего уточнения и совершенствования.

5.3 Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии