Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 15 из 46)

Направления, течения и стили в искусстве являются своеоб­разными «визитными карточками», отмечающими напряженную ду­ховную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так же как лицо — «зеркало души» отдельного че­ловека, искусство — зеркало души своего народа и своего времени.

В самом общем виде направления, течения и стили в искусстве можно определить как исторически сложившуюся общность худо­жественных признаков в том или ином виде искусства (или одно­временно в нескольких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремле­ний творческого меньшинства.

Романский стиль (лат. romanus - римский) - стилевое на­правление в западноевропейском искусстве Х-ХПI вв., проявившееся прежде всего в архитектуре и скульптурном декоре, а также в роспи­сях крупных соборов, обычно располагавшихся на возвышенностях. Религиозные сооружения романского стиля наследуют многие призна­ки римской архитектуры, отличаются монументальностью и рацио­нальностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на колонны, а также многофигурными скульп­турными композициями, создавая впечатление мощности и опреде­ленной приземленности в отличие от готического стиля.

Готический стиль пришел на смену романскому стилю в Ев­ропе XIII-XVI вв. и также связан прежде всего с религиозной архитек-66


турой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль отличается величест­венностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готиче­ских соборов характерны вертикальность композиций, устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитекту­ры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные ин­терьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцвет­ными витражами, пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву и также резной раскрашенной религиозной скульп­туры. Наиболее известные готические сооружения - Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе.

Барокко (итал. barocco - странный, причудливый) - стиль в за­падноевропейском искусстве - архитектуре, музыке, живописи, лите­ратуре, декоративном искусстве конца XVI - середины XVIII вв., для которого характерны: стремление к величию и пышности; богатство декоративных элементов, обычно криволинейных форм (завитков, спиралей и т.п.); повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю, как, например, в садово-парковом искусстве. Яр­кий след стиль барокко оставил, к примеру, в архитектуре Санкт-Петербурга (Зимний дворец). Манерностью, «капризностью», витиева­тостью, избытком украшательства этот стиль был выражен в музыке и литературе.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и на­правление в искусстве и литературе XVII - начала XIX вв., озна­меновавшие возвращение к античному наследию как к норме и иде­альному образцу. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» - времени, места и действия -в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т. п. К сере­дине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстети­ческого чувства, переродился в безжизненный академизм.

Рококо (франц. rocaille - раковина) - менее известный, чем дру­гие, стиль в искусстве Западной Европы, преимущественно Франции XVIII в., занимающий «промежуточное положение» между барокко и классицизмом. Отражая главным образом вкусы дворянской элиты,

67


этот стиль получил особо широкое распространение при Людовике XIV и поэтому иногда обозначается его именем. Наиболее ярко он вы­разился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусст­ве (мебель, росписи на фарфоре и тканях, мелкая пластика и т.п.). Оп­ределяющая черта стиля «рококо» - стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и зо­лотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства.

Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) - художе­ственное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе во второй половине XVIII в., сложившееся в результате разочарования в положительной роли «цивилизации», «царства разу­ма». Противопоставляя разуму культ чувства как доминанту художе­ственного творчества, как инструмент познания мира, сентиментализм идейно восходит к знаменитому высказыванию Ж.-Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство - никогда!». С чисто формальной точки зрения сентиментализм не выработал собственной эстетики, занимая промежуточное положение между предшествующим классицизмом и нарождающимся романтизмом, предвестником которого он явился.

Романтизм - широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гу­манитарную науку в конце XVII - начале XX вв., как реакция на ре­зультаты Великой Французской революции и жесткие рационалисти­ческие каноны века Просвещения, молодого буржуазного общества вообще. Романтики выступали против формализации искусства и пря­молинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, на­родным явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеализируя их и наследуя из них сказочный элемент, дух карна­вальной вольности, склонность к гротеску. Центром романтического движения стала Германия в лице ее философов и поэтов - братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллинга и многих других. Выдающи­мися представителями российского романтизма в литературе стали В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев; в живописи - О.А. Кипренский и др. Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.

68


Реализм (позднелат. realis - вещественный, действительный) -термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобрази­тельному искусству. Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, «инструментальном» смысле - как творческий метод, вводимый к оп­ределенным эстетическим принципам.

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический «стержень» художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он отождествляется с эпохой Возрождения (XIV -XVI вв.), либо с XVIII в., когда говорят о «просветительском реализ­ме». Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода связывают с критическим реализмом XIX столетия.

Н атурализм (лат. natura - природа) - творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и таких его представителей как француз Огюст Конт, англичанин Герберт Спенсер и др. В основе их идей лежал тезис о том, что подлинное, «позитивное» знание может быть получено из отдель­ных специальных наук и их комплексного взаимодействия. Эстетика натурализма, 'перенося принципы позитивизма в сферу искусства, раз­рабатывалась И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и прежде всего Эмилем Золя, воплотившим ее в своем творчестве. По их мнению, ху­дожник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, ус­ловностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде «позитивной», экспериментальной науки. Писатели и худож­ники-натуралисты претендовали на то, чтобы сказать о человеке «всю подноготную», проявляя повышенное внимание к биологическим сто­ронам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд.

5.4 Основные стилевые направления в художественной культуре

конца XIX – XX вв

Импрессионизм (франц. impressionisme, impression - впечатле­ние) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв. В нем выражен протест против чрезмерного натурализма и застывшего

69


академизма в реалистическом искусстве, поиск новой формы, новой живописной техники, отход от социальной тематики и сюжетности. Импрессионисты стремились к наиболее естественному отражению реального мира в его подвижности и изменчивости, передать средст­вами искусства мимолетные впечатления. Открытие метода импрес­сионизма принадлежит Э. Мане. Художники этого направления рабо­тали на пленэре, открытом воздухе (О. Ренуар, Э. Дега, К. Коровин и др.).

Не менее значительно творчество постимпрессионистов Се­занна, Ван Гога, Гогена, ставшее своеобразной реакцией на импрес­сионистское движение и обогатившее его реалистичностью. Впослед­ствии импрессионизм распространился на скульптуру, графику, музы­ку, а также литературу и театр. К импрессионизму было близко твор­чество скульптора О. Родена, композиторов К. Дебюсси и М. Равеля.

Инвайронмент (англ. environment - окружающая среда) - одна из интердисциплинарных форм постмодернизма, «пространственный реликт» хэппенинга; возник в 60-е гг. XIX в. Инвайронмент представ­ляет собой аранжировку окружающего пространства (природного гео­графического комплекса, города или закрытого помещения) с помо­щью алогичного сочетания созданных художником (или публикой) объектов с «готовыми» элементами окружающей среды. Разновидно­сти инвайронмента - экологическое искусство, лэнд-арт, природная скульптура.