Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 16 из 46)

Экспрессионизм (франц. expressionisme - от expression - выра­жение) - направление в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в., про­возгласившее не изображение современной действительности, а «вы­ражение» ее сути. Стилистика экспрессионизма: отказ от гармониче­ской ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, яростная экспрессия, возвышенность художественных композиций. В экспрес­сионизме художники могут выражать социальный протест, бунт про­тив сложившихся ценностей, утверждать свое видение жизни.

Символизм (франц. symbolisme, гр. - знак, символ) - направ­ление в европейском искусстве (1870—1910), сосредоточенное на ху­дожественном выражении содержания посредством символа (много­значного, иносказательного и логически непроницаемого образа). В художественном творчестве символизм признает главным бессозна­тельное, интуитивное начало.

70


Основные принципы русского символизма были изложены в книге Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях со­временной русской литературы» (1893 г.). Московские символисты середины 90-х гг. (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис, А. Ми-ропольский), петербургская группа декадентов (А. Добролюбов, Вл. Гиппиус) относятся к так называемому старшему поколению, а через десять лет, в самом начале XX в., появляются «младшие символисты», среди которых А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Эллис и др.

Футуризм (лат. futyrum - будущее) - авангардистское течение в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. в Италии, США и России с претензией создать искусство будущего под лозунгом нигилистиче­ского отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбина­циям плоскостей и линий, дисгармонии цветов и форм, а в поэзии — к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом. Итальянские фу­туристы эстетизировали как таковую силу движение, войну; русские (Маяковский, Хлебников, Каменский) — подчиняли формалистиче­ские эксперименты задаче выражения нового (революционного) со­держания.

Супрематизм (лат. supremys - наивысший) - разновидность геометрического абстракционизма. Супрематизм оперирует ком­бинацией простейших геометрических элементов (квадратом, крестом, кругом, прямоугольником), среди которых квадрат считается наиболее чистым, т.е. очищенным от содержательных ассоциаций элементом. Основоположником супрематизма считается художник К.С. Малевич.

Конструктивизм (лат. constructio – построение - направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х - начале 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение ис­кусства с практикой индустриального быта полиции формы, геометри­зация контуров и обнажение технической основы строительства в ар­хитектуре (например, В. Татлин - картина «Проект памятника-башни Третьего Интернационала»).

Дадаизм (франц. dadaisme, dada - на языке детей — игрушечная лошадка; бессвязный детский лепет) - одно из самых радикальных мо-

71


дернистских течений, зародившихся в Европе в 1916 - 1922 гг. среди анархиствующей интеллигенции, как протест против первой мировой войны. Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу обывателя в виде бес­смысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций са­мых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, этикеток и др.), предвосхитив этим современный поп-арт, ис­кусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материального богатства, созданного современной цивилизацией. В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, изобрази­тельности, как, например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ирреальная художественная данность. Наиболее рельефно сюрреализм проявился в творчестве испанского художника Сальвадо­ра Дали, французского драматурга Эжена Ионеско, отечественных ки­нематографистов Андрея Тарковского и Александра Сокурова.

Абстракционизм (лат. abstractio - удаление, отвлечение) - одно из течений в современном искусстве, отражающее особое восприятие художником окружающего мира. Абстрактное искусство не воспроиз­водит реальной действительности, поэтому его иногда именуют «бес­предметным». Абстракционизм возник почти одновременно в 1910-х гг. в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распростране­ние получил в 1930-е гг. в Париже и Нью-Йорке. В русской живописи начала XX в. он представлен В. Кандинским в его книге «О духовном в искусстве» и К. Малевичем, автором знаменитого «Черного квадра­та».

Абстракционизм развивался по двум направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний, а также к созда­нию геометрических абстракций. Он имеет тесную художественную взаимосвязь с экспрессионизмом, фовизмом, кубизмом, лучизмом, су­прематизмом и др.

Художники-абстракционисты выработали оригинальные при­емы и методы, которые сегодня применяют в дизайне, оформи­тельском искусстве, в театре, кино, на телевидении, при создании ин­терьеров квартир и служебных помещений.

Перечисленные разновидности модернистского и авангардистс­кого искусства отнюдь не исчерпывают разнообразия абстракцио­низма и отличаются размытостью своих критериев и границ, объе­диняясь общим пафосом отрицания предшествующей художественной

72


традиции. Тем не менее эти течения внесли новую струю в духовную культуру, показав многообразие красок мира, его непрерывное движе­ние и субъективное видение, без чего немыслимы творчество и про­гресс.

5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре

Модернизм. Направление, на долгое время определившее ос­новной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный). В теоретическом плане модернизм смыкает­ся с различными вариантами «философии жизни» и экзистенциализ­ма, представленными столь различными мыслителями как А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Шестов, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хай-деггер, Н. Бердяев, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.

В рамках модернизма происходили поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индуст­риального общества. К нему относятся самые разные течения в ис­кусстве XX в., зачастую вступавшие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом: ранний и поздний импрессионизм, экспрес­сионизм, символизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, дада­изм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Модернизм отразился в са­мых разных формах художественной культуры (живопись, поэзия, ли­тература, скульптура, графика, музыка, архитектура, хореография).

Постмодернизм - в культурном обиходе обозначает состояние эпохи «постсовременности» (XX в.). Как и сам термин «культура», «постмодернизм» не имеет и не может иметь однозначного опре­деления, будучи по своей сути амбивалентным и противоречивым. Постмодерн определяется как культурное течение, характерное для постиндустриального общества. Если вначале к постмодернизму (или постструктурализму) относили в основном философско-культурологическое направление, имеющее концептуальные основы в теориях французских философов Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, Ж. Дерри-да и др., то в середине 70-х гг. он вышел за рамки локализованной, опирающейся на национально-культурный материал школы француз­ской философии и распространился во всей западной культуре, найдя, в частности, яркое воплощение в американской литературе. К началу

73


80-х гг. идеи «постмодернизма» начинают приобретать ведущее поло­жение в различных культурологических и социологических концеп­циях, во многом благодаря работам Ф. Джеймсона и Ж. Ф. Лиотара.

Негативное и даже агрессивное отношение к прошлому, к клас­сике, к традиции - норма для культуры постмодерна. Поэтому не слу­чайно создаваемая столетиями гуманистическая и рационалистическая культура оказалась вдруг ненужной, невостребованной. Постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на «деконструкцию» и «деструкцию», т.е. перестройку и разрушение прежней структуры ин­теллектуальной практики и культуры вообще. Когда известный испан­ский философ Хосе Ортега-и-Гассет попытался выделить основные параметры искусства XX в., то пришел к выводу, что таковыми явля­ются дегуманизация, отказ от изображения «живых форм», превраще­ние творчества в игру, тяготение к иронии, отказ от трансцендентно­сти, т.е. отказ признать существование чего-то, лежащего за предела­ми нашего опыта.

Таким образом, сегодня, художественная культура характеризу­ется сложностью и многоплановостью. В ней на равных уживаются разные по своей сути духовные ценности, жанры, стили, направления.

Вопросы для самопроверки:

Какие вы знаете стили и направления в искусстве XIX – XX вв.?

В чем отличие романтизма от реализма?

В каких формах художественной культуры нашел свое отраже­ние модернизм?

Какими стилями и направлениями можно охарактеризовать со­временную художественную культуру?

Термины:

Амбивалентность – двойственность переживания и чувств (на­пример, симпатию и антипатию).

Акмеизм - литературное течение в русской литературе XX века, провозгласившее освобождение от символизма.

Декаданс, декаденство – собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины XIX - начала XX века, характерными чертами которого были мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимости от общепринятой морали.