Дизайн – вид искусства, основанный на художественном конструировании предметов окружающей среды и промышленных товаров.
74
Диссонанс – негармоничное сочетание звуков; то, что вносит разлад, несогласованность.
Пуризм – стремление к чистоте и строгости нравов, иногда показное.
Хэппенинг – англ. happening – буквально: происходящее, случившееся.
Раздел 6. Культура Древнего мира
6.1 Первобытная культура
«Возраст» человечества, по данным современной науки, равняется примерно одному миллиону лет. Однако история культуры никак не совпадает с этим гигантским сроком; прошло 9/10 этого времени, то есть свыше 900 000 лет, прежде чем человек природный, естественный (можно сказать, младенческий) вырос до состояния первоначальной культуры, а из этих оставшихся ста тысяч лет только самые последние 6 тысяч приходятся уже на сохранившуюся в письменных источниках историю цивилизации как таковой, перешедшей в третье тысячелетие так называемой новой эры.
Исходя из определения культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, выработанных в процессе исторического развития человечества, целесообразно ее рассмотрение начать с материальной сферы.
Каменный век – древнейший период в развитии человечества, когда орудия и оружие изготавливались из камня, дерева и кости. Приблизительно хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. до н.э.; средний (мезолит) – 12-8 тыс. до н.э. и новый (неолит) – 8-IV тыс. до н.э. Люди занимались собирательством, охотой, рыболовством. Общественные отношения – «первобытное человеческое стадо», затем родовой первобытнообщинный строй.
Мезолит – средний каменный век, переход от к древнего к новому, каменному, веку (X-V тыс. до н.э.). В этот период появились лук и стрелы, приручена собака. Мезолит иногда называли протонеолитом (гр. protos – первый и неолит) или эпипалеолитом (гр. epi – после и палеолит).
75
Медный век – переходный период от каменного к бронзовому веку (IV-III тыс. до н.э.; иначе называется халколитом (гр. chalkos – медь и litos – камень) или энеолитом (лат. aeneus – медный и гр. litos – камень). Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями появляются медные орудия и изделия, как результат зарождающейся металлургии; вместе с охотой и скотоводством расширяется мотыженное земледелие и, что особенно важно с точки зрения семиотической теории культуры, развиваются элементы пиктографии – рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность между поколениями. К медному века относится и такое величайшее для судеб цивилизации завоевание, как изобретение колеса.
Бронзовый век – исторический период в развитии человечества, характеризующийся открытием и распространением бронзовых орудий и изделий. Датировка колеблется в зависимости от территории. В районе Средиземноморья ранний бронзовый век – 2500 – 2000 гг. до н.э. Это время пирамид, период Древнего царства Египта, поздний – Гомеровская Троя. Средний и поздний бронзовый век – хронологические границы библейской истории, время патриархов Ветхого Завета – от Авраама до Моисея.
Культура бронзового века охватывает по времени IV – начало I тыс. до н.э. Характеризуется распространением металлургии бронзы, изготовлением из нее орудий труда и оружия; появлением кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности. Истории известны рабовладельческие цивилизации, относящиеся к этому периоду на Ближнем Востоке, в Китае, Южной Америке и др.
Железный век – эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Представление о трех веках – каменном, бронзовом и железном – возникло еще в античном мире (Тит Лукреций Кар). Термин «железный век» был введен в науку ок. сер. XIX в. датским археологом К. Томсеном. Период первоначального распространения железной индустрии пережил все страны в разное время. Железный век сравнительно с предыдущими археологическими эпохами (каменным и бронзовым веками) очень короток. Его хронологические границы: от IX – VII вв. до н.э. и до I в. до н.э. (время появления письменных источников, содержащих сведения о западноевропейских племенах)… Применение железа дало мощный стимул развитию производства и тем самым ускорило общественное развитие.
76
Духовная сфера культуры формировалась на основе религиозно-мифологических представлений. Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое породнение с нею. Мифологические представления переплетаются с магическим отношением к окружающему миру, предполагающим способность воздействия на предметы и людей через символические поступки или словесные заговоры. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Мифология представляет собой как бы философию истории первобытного общества, мировоззрение которого носило по сути дела мифологический характер.
Но в духовно-концептуальной и познавательной сферах жизни этого общества не меньшую роль играли два других пласта его культуры: тотемизм и магия. Предпосылка тотемизма – это миф, утверждающий возможность «обращения», т.е. превращения человека в животное, миф, основанный на одном из древнейших убеждений, что нет принципиальной разницы между человеком и животным. Тотемизм сохранил свои позиции в современной культуре (геральдика, бытовая символика, запреты на употребление в пищу мяса некоторых животных – коров в Индии, собак и лошадей у аравийских народов).
Универсальной формой религиозных верований в культуре древнего мира является анимизм – вера в существование души и духов как причины явлений природы. Это понятие в культурологию впервые ввел Э. Тайлор. Анимистическое мировоззрение было своеобразной попыткой понять и объяснить то, что обычно называется причинно-следственной обусловленностью. Вера в способность «вселения» разного рода духовных существ в самые неожиданные вещи привела к тому, что магические предметы стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши. Фетишизм и есть поклонение духовным силам, воплощенным в вещах или связанным с ними, действующим через их пространство.
В первобытном обществе зародились и основы искусства (ритуальный танец, мелкая пластика, древнейшие формы мифологического творчества, наскальные изображения). Первобытный человек был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п.
77
Искусство сопровождало его всегда – от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений собственной человеческой сущности.
6.2 Культура Древнего Египта
Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем, что на ее территории имелись все необходимые ископаемые для хозяйственной деятельности, и она занимала выгодное географическое положение. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4-начале 3 тыс. до н. э.. Они были объединены в централизованную деспотию. К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и др. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развития мифология – все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила, цветы священного лотоса и др. – во многом определили суровую красоту египетского искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений.
История культуры Древнего Египта делится на следующие этапы: додинастический период (V-IV тыс. до н.э.), Раннее царство (ок. 3000 – 2000 г.г. до н.э.), Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.), Поздний период (XI – IV вв. до н.э.).
Сакральный характер древнеегипетской культуры проявляется в ее глубокой символичности. Главные символы: сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, пирамида, анкх.
Сфинкс как олицетворение тайной мудрости – универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик фантастического существа с человеческим лицом и телом льва. Он раскрывает
78
загадку сущности человека, которая мыслилась египтянами как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых (бога Ра) и царством мертвых (бога Осириса), сфинкс словно говорит: человеческая жизнь – это кратковременный промежуток между двумя несоразмерными пространствами – прошедшего и будущего. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине 1 тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м.
Сфинкс выступает олицетворением фараона, имеющего двойную природу: божественную и человеческую. В Древнем Египте фараон считался потомком и наместником богов, призванным устанавливать божественный порядок и вершить справедливость (маат) на земле. Человек не вправе нарушать установленные богами и фараонами законы, а должен повиноваться им.