Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 18 из 46)

Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти, - анкх, или египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами – божественным и земным, ду­ховным и материальным. Анкх выражает фундаментальную для древ­неегипетской культуры идею бессмертия человеческого существова­ния. Смерть рассматривалась как переход к иной, лучшей жизни.

Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы – пира­миды. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероуче­нию египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельмо­жа обладал вечной жизненной силой – «ка», т. е. бессмертием, при ус­ловии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изго­товления мумий и бальзамирования.

Идея бессмертия, неуничтожимости человеческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях архитектуры (пирами­ды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина), в скульптуре (статуи царе­вича Рахотепа и его супруги Нофрет), в живописи (росписи гробниц в Саккаре, в Луксоре) и в литературе («Тексты пирамид»). Изобрази­тельное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом.

79


Важнейшая составная часть культуры Древнего Египта – рису­ночное символическое письмо (иероглифы). Характерно, что в дальнейшем оно превратилось в слоговое. Тайна древнеегипетских иероглифов разгадана лишь в XIX веке французским ученым Франсуа Шампольоном.

В духовной культуре особое значение приобретают просвеще­ние (создание при дворцах фараонов, а затем и в храмах первоначаль­ных школ, позднее в крупных государственных учреждениях, где шло обучение чтению, письму, счету); техника (мотыги, арки, гончарный круг, журавль, водоподъемное колесо и др.); технология (обработка металла, бронзы, меди, золота, серебра, керамики, ткачество); наука – астрономия (знаки зодиака, изобретение календаря); математика (вве­дение десятичной системы исчисления, дроби, элементы алгебраиче­ских исчислений, вычислена поверхность шара и др.); медицина (баль­замирование, знание анатомии, зачатки терапии, хирургии, стоматоло­гии); география, торговля и военные экспедиции расширили познания в этой области. В целом следует считать, что зарождение и развитие научных представлений египтян тяготело к естественным наукам. Не случайно греки всегда смотрели на египтян как на страну древнейшей мудрости и считали египтян своими учителями. Сокровища египет­ской культуры оказались притягательными для видных греческих уче­ных, философов, государственных деятелей. Греки восприняли еги­петскую идею сакрального (священного) царства, поклонялись свя­щенным быкам и овнам, строили храмы египетским богам, соперни­чавшие по своей монументальности с постройками эпохи пирамид. Позднее культура Древнего Египта вплетается в культуру Египта ис­ламского, и ее наследие доживет до наших дней в отдельных чертах быта и верований египетских мусульман.

6.3 Культура древней Индии

Наряду с культурами Двуречья и Египта с полным основанием к древним культурам можно отнести и индийскую культуру, которая также сумела создать бесценные художественные сокровища. Как и в других древних культурах, в индийской культуре в эпоху ее формиро­вания решающее значение сыграл природный фактор. Величественная природа Индии с ее непроходимыми лесными чащами, несметным множеством ярких птиц и разнообразных зверей, дурманящих расте-80


ний, способствовала рождению столь же мощных и величественных образов мифологии и художественной культуры.

Вера в чудодейственную силу природы стала основой индий­ской мифологии, всей индийской культуры. Индийская мифология служила неиссякаемым источником для изобразительного искусства и архитектуры. Индийская культура никогда не была замкнутой, но ее своеобразие и уникальность заключаются в чрезвычайной устойчиво­сти традиций.

Почти пятитысячелетняя история индийской художественной культуры, конечно, не была единой и непрерывной. Ее можно разде­лить на два основных периода. Первый – это время хараппской циви­лизации, сложившейся в долине реки Инд (2500 – 1800 гг. до н.э.). Второй период – арийский – охватывает всю последующую индий­скую культуру и обусловлен приходом и расселением арийских пле­мен в долинах рек Инд и Ганг.

Культура хараппской цивилизации. Первые центры культуры Индии существовали уже в III тысячелетии до н. э. в среднем и ниж­нем течении Инда – это города Хараппа и Мохенджо-Даро. Их культу­ра выросла на основе местных традиций. Городские центры поддожи-вали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Средней Ази­ей, областями юга Индии. По ареалу распространения хараппская ци­вилизация была одной из крупнейших на древнем Востоке. Она про­тянулась примерно на 1600 км с запада на восток и на 1250 км с севера на юг. Высокого развития в ней достигли ремесла, изобразительное искусство, появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

Основные центры этой цивилизации – Хараппа и Мохенджо-Даро – были крупными городами с населением около 100 тыс. чел. Они были застроены удобными двух-трехэтажными домами из хоро­шо обожженного кирпича с великолепной водопроводной и канализа­ционной системами. Сами города отличались строгой планировкой: прямоугольные кварталы размерами 200 х 400 м разделялись главны­ми магистралями, ширина которых достигала 10 м. Наиболее яркая особенность этой культуры – ее чрезвычайный консерватизм.

Ни один из городов долины Инда до самого конца своего суще­ствования не подвергался каким-либо изменениям. В Мохенджо-Даро были раскопаны девять слоев построек. По мере того, как уровень земли поднимался в результате периодических наводнений, новые до­ма возводились почти точно на месте прежних. На протяжении по

81


крайней мере тысячелетия расположение центральных улиц города оставалось неизменным. Только к концу существования городов появ­ляются признаки упадка и запустения. Не подвергаются изменениям и остаются практически одними и теми же керамические изделия, типы орудий и печати. В отличие от других древних культур в городах ха-раппской цивилизации не было обнаружено грандиозных памятников или каких-либо иных сооружений. В городах долины Инда были обна­ружены только предметы художественного ремесла – изделия из брон­зы, ювелирные предметы, узорчатая керамика, гравюры на печатях и мелкая пластика. Из всех произведений художественных ремесел осо­бого внимания заслуживают небольшие статуэтки и рельефы на печа­тях.

Примерно в середине II тыс. до н. э. культура хараппской циви­лизации пришла в упадок. Причина ее заката остается загадочной и вызывает разные предположения. Возможно, падение этой цивилиза­ции произошло вследствие нашествия кочевых племен, стоявших на более низкой ступени общественного развития. В самое последнее время антропологи пришли к выводу, что возможной причиной гибели жителей древнеиндийских городов была эпидемия малярии.

Культура ариев. Через несколько веков после заката харапп-ской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские пле­мена (от арий — высший, благородный). Высокий уровень материаль­ной культуры — знакомство с металлами, использование плуга, удоб­рений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремес­ло — все это способствовало быстрому и успешному закреплению их на захваченных территориях. С приходом ариев в индийской культуре начался новый индоарийский период. Именно они придали всей ин­дийской культуре религиозно-духовный характер.

В этот период появились важнейшие священные книги Индии -Веды (от глагола «ведать», «знать»). Веды представляют собой сбор­ник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических фор­мул. Они написаны на древнейшей форме санскрита. Веды состоят из четырех частей: Ригведа («Книга гимнов»), Самаведа («Книга песен»), Яджурведа («Книга жертв»), Атхарваведа («Книга заклинаний»). К ведической литературе также относятся позднее появившиеся ком­ментарии вед — брахманы и упанишады. К этой же литературе при­мыкает и веданта — произведения по астрологии, стихосложению, этимологии и др. Необходимость комментариев была вызвана древно-82


стью языка вед. Веды содержат сведения о всех сторонах жизни древ­них индийцев. В частности, они сообщают нам о делении индийского общества на четыре варны. Система варн сложилась в Индии в глубо­кой древности из сословных различий внутри племен индоариев. Сло­во «варна» соответствует понятиям «цвет», «вид», «разряд». Зафикси­рованные в «Ригведе» предания исходят из того, что членение общест­ва на варны извечно, что из уст первочеловека Пуруши (который был принесен в жертву богами и при этом возник весь мир) появилась вар­на жрецов-брахманов, из его рук — варна воинов-кшатриев, из бедер

— варна простых земледельцев и скотоводов (вайшья), из ступней —
низшая варна неимущих и неполноправных шудр. Границы между
варнами были незыблемыми. Человек рождался в своей варне и навсе­
гда принадлежал ей.

Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика ре­лигий. Первой из них стал ведизм религия самих Вед. Примерно в I тыс. до н. э. ведизм трансформировался в брахманизм, представляв­ший собой более стройное учение о мире.

О художественной культуре Индии ведийского периода мы мо­жем судить по складывающимся в это время эпосам — «Махабхарате» и «Рамаяне». Появление крупнейших эпических произведений Индии

«Махабхараты» (великая война потомков Бхараты) и «Рамаяны» (сказ о приключениях царя Рамы) произошло во второй половине I тыс. до н. э. В них вошли мифы, сказания о жизни народов Индии, легенды о ее богах и героях. Сюжетной основой «Махабхараты» стало повествование о борьбе за власть потомков мифического царя Бхараты