Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 19 из 46)

— древних родов Кауравов и Пандавов. Эта борьба принимает разме­ры грандиозной битвы, в которой участвуют все, живущие на земле и на небе, — боги и духи, люди и звери, а самой битве придается косми­ческий размах

В основе повествования «Рамаяны» — рассказ о походе на ост­ров Ланка царя Рамы для спасения своей возлюбленной Ситы, похи­щенной царем демонов Раваной. Рама с помощью царя обезьян борет­ся с царем демонов, с которым не могут справиться боги — это дос­тупно только человеку. В поэме воспевается подчинение младших старшим, покорность и верность жены. Каждый из героев является олицетворением одного из положительных качеств человека. Герои «Рамаяны» и сегодня остаются символом благородства и высоких нравственных идеалов. В целом же достижения индийских мастеров

83


ведийской эпохи в области искусства были очень скромными. Ведизм и брахманизм не требовали строительства храмов для богов; по­гребальный культ практически отсутствовал; нет никаких сви­детельств об изображениях богов и идолопоклонничестве.

Культура Индии в эпоху Маурьев. Художественная жизнь Древней Индии достигла зрелости и полного своего расцвета во вто­рой половине I тыс. до н. э., когда для отражения похода Александра Македонского Индия оказалась объединенной в одно обширнее госу­дарство Маурьев. Правители нового государства из рода Маурьев ус­тановили многочисленные торговые и культурные связи с разными странами — Цейлоном, Сирией, Египтом и другими, что, естественно, отразилось на культурном развитии страны. В новых социально-политических условиях брахманизм, который был строго кастовым знанием брахманов, устарел.

Так, в VI в. до н. э. появился джайнизм. Несмотря на свою не­многочисленность, джайны сыграли заметную роль в индийской куль­туре. Богатые джайнские храмы и поныне привлекают своей красотой, архитектурным своеобразием, отделкой и убранством. Их этика и бла­готворительность прекрасно вписались в индуистскую систему соци­альных, моральных и духовных ценностей, много усилий джайны при­ложили и для развития искусства и литературы как в древней, так и в средневековой Индии.

Второй нетрадиционной религией, возникшей в это же время, но приобретшей большое число последователей, а затем ставшей и мировой религией, стал буддизм.

Утверждение буддизма государственной религией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. В этих сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие архитектурные традиции, и народная мифология, со­единившаяся со сказаниями и легендами о жизни, подвигах и перево­площениях Будды (джатаках).

В этот период в Индии впервые для строительства и создания больших скульптур стали применять камень. Сохранившиеся построй­ки в основном представляют собой памятники культового назначения — буддийские идеи, воплощенные в камне. К этому времени относят­ся ступы, пещерные храмы и монастыри, а также отдельно стоящие мемориальные столбы. Самым известным сооружением этого типа стала ступа в Санчи, возведенная в III—I вв. до н. э.

84


Большую роль в раннебуддийском искусстве играли культовые и жилые пещеры, прорубленные в каменных склонах гор. Одним из лучших образцов храмового скального зодчества была чатья (мона­стырский храм) в Карме (I в. до н. э. — I в. н. э.). Эту чатью отличали величественный интерьер и огромные размеры. В длину храм насчи­тывал 41 м, а ширина равнялась 15,5 м, высота достигала 15 м (высота современного пятиэтажного дома). Высокого совершенства достигает в начале I тыс. н. э. пещерный храмовый комплекс в Карли и фрески пещер Аджанты.

В храмах Аджанты фрески представляют эпизоды из жизни Будды и из историй о его прежних существованиях, выполненные со­вершенной техникой живописи. На потолках также были изображения животных, буддийских символов, растительного орнамента.

Несмотря на то, что буддизм возник в Индии и оказал на ее культуру огромное влияние, преодолеть главное препятствие для сво­его распространения — кастовый строй — он не смог.

Культура Индии в Гуптскую эпоху. Последний этап расцвета древнеиндийской художественной культуры приходится на IV – V вв. н. э., когда Северная и отчасти Центральная Индия были объединены в большую централизованную империю под властью династии Гуптов. Одновременно яркий и сложный, этот период стал переходной сту­пенью от древности к Средневековью в культуре Индии.

Обновление художественной культуры гуптской эпохи было обусловлено появлением новой, самой распространенной религии — индуизма. По сути дела, он стал образом жизни, совокупностью жиз­ненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верова­ний и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд.

В этот период Индия прославилась расцветом драматургии, по­эзии, сценического искусства, музыки, но, кроме того, в этот период подлинного расцвета достигла и индийская живопись, украшавшая храмы.

В это время уже окончательно сложилась форма классического индуистского наземного храма. Образцом служит храмовый комлекс в Элоре. В это время появляются двух - трехэтажные пещерные храмы. Одним из интереснейших сооружений являются храмы в Кхаджурахо, построенные в конце X – начале XI вв.

85


Большинство из дошедших до нас скульптур того времени име­ют культовый характер, но уже тогда существовала и светская скульп­тура. Были разработаны приемы скульптурной иконографии,

Среди всех направлений древнеиндийской художественной культуры особое место занимала литература.. Решающее значение для ее появления имело создание классического литературного языка сан­скрита. Наиболее известным произведением древнеиндийской сан­скритской художественней прозы является «Панчатантра» (Пяти­книжие) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительно­го толка. В V веке появилось знаменитое стихотворное произведение «Кама-сутра», написанное поэтом Махараши Ватсаяной. В поэтиче­ской форме автор изложил культуру половой жизни, отношений меж­ду мужчиной и женщиной, методы и способы совершенствования фи­зической красоты и чувственных наслаждений.

В древнеиндийской литературе особого внимания заслуживает творчество поэта и драматурга Калидасы (IV -V вв.). Его перу принад­лежит высшее достижение древнеиндийской драмы — «Шакунтала». В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрывается прежде всего внутренний мир героев, их чувства, переживания. Фоном человеческих переживаний служат поэтически одухотворенные пей­зажи, описания сказочных царств, мудрость добродетельных и спра­ведливых правителей.

Культура Индии внесла большой вклад в мировую культуру. Особенно велико было это влияние в духовной сфере (религии и фи-лософии).Буддизм, родиной которого является Индия, стал первой ми­ровой религией, оказавшей огромное влияние на развитие культур Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Сегодня современный за­падный мир увлекается религиозно- философскими идеями Индии, а высокая художественная культура Индии вызывает всеобщее восхи­щение.

6.4 Культура древнего Китая

Китайская культура — одна из наиболее интересных и, безус­ловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу ве­ликих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культур­ной истории Китая восходит к рубежу III—II тыс. до н. э. Именно к этому времени китайская историография относит период правления

86


пяти легендарных императоров, эра владычества которых восприни­малась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели.

Непрерывность развития китайской культуры — одна из важ­нейших ее особенностей, неразрывно связанная с такими чертами этой культуры как традиционализм и замкнутость. Замкнутость китайской культуры основана на убеждении китайцев в своей исключительности, в том, что их страна является центром обитаемой земли и всего миро­здания. Поэтому китайцы называли ее Срединной империей.

Становлению единой культуры способствовало то обстоя­тельство, что древние китайцы населяли единую равнину, целостный географический район. Это обусловливало тесное общение народов Китая между собой. У них сравнительно быстро сложился единый хо­зяйственный уклад, что, в свою очередь, предопределило общность самых разных сторон быта, начиная с облика жилищ и кончая годовым ритмом праздников.

Замкнутый характер развития древнекитайской культуры, обес­печивший ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. В зависимости от со­циального положения каждому человеку предписывались строго опре­деленные нормы поведения, широко известные как «китайские цере­монии». Из всех известных нам стран и культур именно в Китае сис­тема обязательных и общепринятых норм поведения была особенно развитой. Существовало даже специальное учреждение — Палата це­ремоний, которая строго следила за выполнением правил, обрядов и процедур, унаследованных от прошлого. Статус человека в Китае мог меняться. Простолюдин в Китае мог стать даже императором, но нор­мы поведения, характерные для определенного статуса, никогда не менялись.

На очень ранней стадии развития культуры в Китае вся че­ловеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через законы кото­рой люди пытались осмыслить принципы своего бытия. Поэтому у китайцев было особое отношение к природе: наряду с ее обожествле­нием для китайской культуры, как ни для какой другой, были харак­терны ее эстетизация и поэтизация. По этой причине в китайской ху­дожественной культуре раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Поэтизация природы направила всю художест­венную деятельность человека и все виды его творчества в единое