Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 2 из 46)

Материальная культура охватывает всю сферу материальной дея­тельности и ее результаты; совокупность материальных благ, создан­ных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность чело­века (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы воз­делывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру бы­та; 3) культуру топоса, т. е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т. д. По опре­делению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобре­тениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охваты­вающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т. д.); сами продукты духов-

9


ной деятельности – духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т. д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эсте­тическое, религиозное, национальное, науку и философию) и вопло­щается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятни­ках человеческой деятельности. К духовной культуре общества отно­сятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т. д.

Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную чело­вечность, как собирательную историю ума и чувств человечества.

Жесткой разграничительной линии между материальной и духовной культурой нет. Но приоритет в этом единстве, например, марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решаю­щую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность общест­венной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету матери­альных факторов над духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Культура характеризуется только тем, что она является продуктом и результатом человеческой деятельности, но и тем, что именно человек занимает центральное место в ее ценностном содержании. Во всех многообразных и зачастую противоречивых проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое ви­дение, собственный образ и придает ему определенный ценностный статус. В силу этого всякий культурный процесс служит одновремен­но процессом становления и развития человека.

Применительно к человеческому обществу термин «культура» под­черкивает его собственно человеческое, а не биологическое существо­вание. В течение всей активной жизни, путем деятельности и общения, через самосознание и рефлексию, человек осуществляет культурный процесс, который имеет четко выраженные исторические особенности. Однако во все времена от доклассовых общностей до современной эпохи человечество раскрывается в трех главных областях культуры. Это – отношения человека с природой; отношения человека с челове­ком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т. е. с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время одни и те же предметы, вещи, символы и культурные тради-10


ции представителями разных исследовательских школ могут быть оценены по-разному.

Такая особенность характерна для исследования любой области культуры, поэтому в изучении культуры, а более широко – в изучении социальной формы бытия нет и не может быть единой точки зрения, здесь должны господствовать и плодотворно развиваться самые раз­личные взгляды и мнения. Именно из много цветной палитры мнений складывается культурно-интелектуальный процесс познания духовно­го мира.

1.3 Функции культуры

Культура социальна в самой своей основе и возникает, когда человек, выделив себя из окружающего мира, становится способным вступить с ним в разнообразные отношения и взаимодействия. Куль­тура отнюдь не выступает при этом как некая законченная и изолиро­ванная вещь, в своем многообразном проявлении она составляет со­держание и определяет форму самой жизни общества. С одной сторо­ны, человек создает культуру, но, с другой стороны, культура, будучи созданной и функционируя уже как сложившаяся система, в свою оче­редь, формирует человека в соответствии с нормами и представления­ми, доминирующими в обществе, воздействует на человека как в пла­не социального его участия в жизни общества, так и в плане его лич­ностного становления и развития.

Среди разнообразных функций, которые выполняет в обществе культура, ведущая роль должна быть отведена гуманистической, или человекотворческой функции. Гуманизм (лат. humanus – человече­ский, человечный) обычно определяется двояко. В семантическом смысле данный термин объясняет культурное движение эпохи Возро­ждения. В современном знании – это система взглядов, в которой при­знается ценность человека как личности, его неотъемлемое право на свободу и благополучие, развитие и проявление своих способностей. Добиваясь условий жизни, люди одновременно развивают свою собст­венную природу. Это главное. Культура – совокупность прогресса че­ловека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогресса прогрессов. Гуманизм выступает основанием, общим знаменателем этого важнейшего человекотворческого акта.

11


Смыслообразующая функция выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений, напри­мер, науки, в которой абсолютным принципом является рациональ­ность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответст­венно – культура формирует свой особый смысловой мир, в то время как наука – рациональный (рассудочный) мир, а религия – вероиспо­ведный мир. В культуре смыслы не противоречат рациональности и вере: наука и религия – составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традицион­ных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помо­щью как разума, так и чувств.

Смыслообразующая функция культуры состоит в том, что люди наделяют свой внутренний и окружающий их внешний природный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами. Последние составляют культуру, сотворенную разумом, чувствами, волей и ха­рактером человека. В этом отношении мир как носитель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.

Культуру творит человек, и одной из важнейших ее функций является деятельностная (праксиологическая), или преобразова­тельная, поскольку деятельность людей направлена на преобразование природы и общества, а также личностное самосовершенствование. Деятельностная функция есть эквивалент практической деятельности и поведения людей в социальной жизни и межличностном общении.

Познавательная (гносеологическая) функция культуры. Она реализуется различными путями. Культура обладает собственной раз­витой научной основой, с помощью которой познаются природа, об­щество и человек. Поскольку культурологические науки носят раз­ветвленный характер, то создается реальная возможность теоретиче­ского освоения действительности в ее широком многообразии. Позна­ние, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по со­держанию, формам, набору общих и конкретных методов. В органиче­ском сочетании научной рациональности и чувственных форм пости­жения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеоло­гические особенности и преимущества культуры.

Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. norma – руководящее начало, правило, образец) играют в обще­стве значительную роль, нормы узакониваются государством либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующей морали,

12


традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гу­манистическим требованиям и принципам. В таком качестве они ста­новятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направ­лений человеческой деятельности.

Специфический характер носит регулятивная функция культу­ры. Она связана прежде всего с общественным и отраслевым разделе­нием труда, имеющим культурное значение. деятельность различных социальных групп регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры, как материальной, так и духовной. Одни занимают­ся преимущественным образом производством, научной работой, дру­гие - техническим творчеством и сосредоточивают свои усилия в та­ких областях, как образование, просвещение, искусство, воспитание, религия, информатика, культурный досуг и т. п. Чем более развито общество в социально-экономическом отношении и богаче его стра­тификационная структура, тем конкретнее участие людей в творче­ском труде, имеющем культурное значение. Помимо этого, регулятив­ная функция культуры проявляется и в том, что независимо от про­фессиональной деятельности люди нуждаются и в эмоциональной раз­рядке, смене видов занятий в снятии напряжения.

Многофакторный характер носит информационно-

коммуникативная функция. Информативная функция культуры спо­собствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется культурная генетическая наследственность че­ловечества (историческая память). Она опредмечена в знаковых сис­темах: устных преданиях древности, литературных памятниках, нотах, в «языках» науки и искусства. Информативная функция культуры по­зволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками. Коммуни­кативная функция состоит в том, что культура не существует вне об­щества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии) или косвенным ( с помощью произведений науки и искусства). Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, ду­ховному совершенствованию.