Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 20 из 46)

87


русло. В узорах прикладного искусства, в орнаментах тканей и архи­тектурных произведений, в оформлении погребений отразилось то благоговейное чувство красоты мира, то ощущение связи с ним че­ловека, которое впоследствии способствовало рождению первых в ми­ре образцов пейзажной живописи. Можно даже сказать, что «пейзаж­ный взгляд» распространился на все явления жизни. Уже в глубокой древности китайские мастера научились выявлять и обыгрывать жи­вописные качества самого природного материала, из которого созда­вали то или иное произведение искусства. Они использовали игру его цветов, пятен, различие фактур, шероховатость или гладкость поверх­ности. Предметы из речного камня, сосуды из глины, изделия из дере­ва и металла, выполненные в Древнем Китае, всегда отличались не только красотой, но и живой подвижной жизнью узора, выявленного в их структуре, грацией ритмических сочетаний, осязаемой прелестью обработанной поверхности.

В Древнем Китае накопились богатые и стойкие традиции в разных областях культурной жизни. Поэтому и достижения китайской культуры поражают наше воображение: это шелк, бумага, компас, по­рох и т.д. Однако Китаю принадлежат не только культурные достиже­ния, без которых немыслим современный мир. Свойственные китай­ской культуре традиционализм и гилозоизм (видение природы как жи­вого организма, оживотворение природы), соединенные с рационализ­мом китайского мышления, дали уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее отдельных проявлениях целое. Человек в этой культурной атмосфере стремится не к подчине­нию природы, а к жизни во всей ее природной полноте и ра­циональной устроенности.

Понять специфику китайской культуры можно лишь обратив­шись к картине мира, сложившейся в китайской культуре, ее основ­ным категориям, нормам и ценностям.

Одним из главных факторов, объясняющих особенности ки­тайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое про­странство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, кото­рым оно произнесено. Поэтому одно слово может означать совершен­но разные вещи. Эти слова записываются с помощью иероглифов. Общее количество иероглифов доходит до 80 тысяч. Иероглифическая письменность и мышление составляют основание символизма китай-88


ской культуры, поскольку именно образы-иероглифы стали средством мышления, что сближает китайское мышление с мышлением перво­бытных людей.

Важной чертой китайской культуры также является холизм — представление о целостности и гармоничности мира. Мир в пред­ставлении китайцев — это мир абсолютного тождества противопо­ложностей, где многое и единое не отрицают друг друга, а все разли­чия относительны. В каждом явлении природы — будь то цветок, жи­вотное или водопад, просвечивает богатство всего мира.

Важнейшим этапом на пути становления китайской художест­венной культуры стало конфуцианство. Оно возникло на рубеже VI— V вв. до н.э. Основоположником конфуцианства считается Учитель Кун (Кун-Фу-Цзы, в латинской транскрипции — Конфуций, 551—479 гг. до н.э.). За четыре столетия конфуцианство стало на­столько влиятельным учением, что во II в. до н.э. оно получило статус официальной идеологии и просуществовало до 1928 г. На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой всей общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев.

Опираясь на культ предков, конфуцианство разработало целую систему правил для всех проявлений человеческой жизни. Оно регла­ментировало все области быта и культуры, создало бесчисленные це­ремонии, ритуальные проявления вежливости, а также множество за­конов в области изучения истории, музыки, поэзии и живописи.

Еще одна характерная черта китайской культуры — ее обра­щенность в прошлое, ориентация на прожитый опыт, отказ от но­ваций, не имеющих достаточных оснований. Поэтому характерным приемом китайской культуры является цитирование — постоянное обращение к классическим образам, который каждый новый автор пе­реживал по-своему. Это привело к тому, что все основные художест­венные приемы, стили, жанры родились в Китае очень рано и сущест­вуют до сих пор.

Несколько позже конфуцианства появилась совершенно иная ветвь китайской культуры, совершенно новое учение о жизни, а также и способ жизни — даосизм. Основателем этого учения, ставившего своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти, стал Лао-Цзы — полулегендарная лич­ность, старший современник Конфуция. Лао-Цзы считал, что человек

89


открывает истоки своей бесконечности через следование естественно­сти и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Отсюда и название учения — даосизм (дао можно перевести как «путь»),

Даосизм, подобно конфуцианству, оказал огромное влияние на развитие литературы и искусства, на мировоззрение китайцев. Но в отличие от конфуцианства он обобщил зародившиеся ранее принципы отношения к природе — его властительнице, придав им новый, поэти­ческий смысл. Этот опоэтизированный подход к миру ярко проявился во всех областях дальнейшей художественной жизни Китая.

В это же время в Китай проникает буддизм, который в начале благодаря аскетической практике и отсутствию жертвоприношений выглядел как разновидность даосизма. Но уже в IV веке буддизм за­воевывает все большую популярность и начинает оказывать воздейст­вие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в архитектуре, — храмовые комплексы и изящные пагоды стали символами буддийской веры и воплощением возвышенных ду­ховных начал.

Однако буддизм в Китае не стал прямым заимствованием ин­дийской мысли. Буддизм махаяны был дополнен традиционной китай­ской мыслью, конфуцианским прагматизмом, что привело к возникно­вению одного из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательно­стью течений мировой религиозной мысли — чань-буддизма (япон­ский дзэн).

Таким образом, можно предположить, что классическая ки­тайская культура представляла собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма. Эти течения практически не соперничали друг с другом, а сосуществовали в духовной жизни китайцев, занимая свои собствен­ные ниши. А поскольку они являются не только философскими, но и религиозными течениями, для китайской культуры характерен рели­гиозный синкретизм и функциональный подход к религии, выбор ко­торой определяется конкретной жизненной ситуацией.

Своего наивысшего расцвета архитектура и искусство Древнего Китая достигли в III в. до н. э. — III в. н. э. Разрозненные мелкие цар­ства объединились в могущественную державу. После многолетних войн наступил период передышки, и была создана единая обширная империя. Этому времени объединения страны соответствует и созда­ние наиболее грандиозных монументальных памятников древнего ки-90


тайского зодчества. Самое крупное сооружение Китая конца IV—III вв. до н. э. — Великая китайская стена, достигающая в высоту 10 м и в ширину 5—8 м, она служила одновременно и суровой глинобитной крепостью со множеством сигнальных башен, защищающей от на­бегов кочевых племен, и дорогой, протянувшейся по уступам трудно­проходимых горных хребтов. На раннем этапе строительства протя­женность Великой китайской стены достигала 750 км, а позднее пре­высила 3000 километров.

Города в этот период строились как крепости, обнесенные сте­нами и обведенные рвами с несколькими воротами и дозорными баш­нями. Они имели прямоугольную планировку, прямые магистрали, на которых размещались дворцовые комплексы. Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ) и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), . состояв­ший из 43 зданий.

Особым явлением в древнекитайской архитектуре были под­земные каменные дворцы знати — их погребальные склепы. По­скольку ритуал погребения стал одним из важнейших обрядов, покой­ник и после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и теми же оберегающими его предметами, что и при жизни. Усыпальни­цы составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света, и учитывающих благоприятное расположение вет­ров и небесных светил. К подземным сооружениям вела наземная «ал­лея духов» — охранителей могилы, обрамленная с двух сторон ста­туями крылатых львов и каменными пилонами, обозначающими вход в склеп. Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святи­лища — цытаны. Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа сторон света: тигр — запада, феникс — юга, дракон — востока, черепаха — севера.

Древняя эпоха для развития художественной культуры Китая и всей Восточной Азии имела такое же значение, что и греко-римский мир для Европы. В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо прослеживаются на протя­жении многовековой истории Китая вплоть до Нового и Новейшего времени.

91


Вопросы для самопроверки:

Чем вызвано появление культуры? Зачем она человеку?

Существует ли прогресс в культуре?

Каковы особенности культуры древней Индии?

Назовите главные символы древнеегипетской культуры.

Каковы особенности культуры Китая?

Термины:

Веды – древнейшие памятники индийской литературы и рели­гии, состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.