Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 21 из 46)

Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Карма – закон, определяющий место нового воплощения души в зависимости от поведения в прежних жизнях.

Нирвана в буддизме – достигнутое личными усилиями высшее состояние освобождения от всех земных страстей и привязанностей, при котором душа выпадает из круговорота сансары и не подчиняется закону кармы.

Ступа – сооружение, воздвигаемое в честь лица либо событий, чтимых буддистами, ведет свое происхождение от древних погребаль­ных холмов.

Раздел 7. Античная культура

7.1 Культура Древней Греции и ее особенности

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат.antiguus -древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних циви­лизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим.

В истории античной Греции выделяют следующие периоды:

гомеровский и раннеархаический (IX—VIII вв. до н.э. — распад родо-племенного общества); (VII—VI вв. до н.э. - становление рабовладель-92


ческих государств - полисов); классический (V в. до последней трети IV в. до н.э. - расцвет полисов); эллинистический (последняя треть IV в. -до сер. II в. до н.э. - упадок полисов, империя Македонского, элли­нистические государства).

Однако до античности в истории Древней Греции существовала крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или миной-ской — по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.

Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспри­нимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств крит­ской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замеча­тельные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Важную роль в жизни Крита играла рели­гия; там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры -дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских вар­варских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устре­милась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло гре­ческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода. Следующий период грече­ской истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э., -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стреми­тельным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы - широкое распространение железа и его внедрение

93


в производство. Это подготовило путь исторического развития, всту­пив на который, греки смогли в течение 3 - 4 веков достигнуть неви­данных в истории человечества высот культурного и социального про­гресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода. Архаический период грече­ской истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Ве­ликая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Чер­ного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из со­стояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, ко­торое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и поли­тическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис основная форма политиче­ской организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Ар­гос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, куль­турных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрез­вычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остает­ся источником вдохновения многих поэтов и художников. Замеча­тельно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную бо­гов, но и историю происхождения мира.

В эпоху архаики возникла первая философская система антич­ности - натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анак-симандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как еди­ное материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи

94


шли по той же линии исследования первопричины мира, основой все­го сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значи­тельный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.

Несмотря на то, что в архаический период Греция не представ­ляла собой единой страны, регулярные торговые связи между от­дельными полисами вели к формированию этнического самосознания - греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знамени­тые Олимпийские игры (первые - в 776 г. до н.э.), на которые допуска­лись только эллины.

Классический период (от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э.) - расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сфе­рах общественной жизни — особая гордость граждан греческого по­лиса.

Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государ­ство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких вечных «спутников» его истории и культуры, как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «греческим чудом».

Внешнее проявление внутренней свободы греков - их демок­ратия. Становление греческой демократии начинается с «военной де­мократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Вырабаты­валась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, что существование человека вне его рамок не­возможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земле­дельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключе­ние составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составля­ет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 - ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое из-

95


речение «человек есть мера всех вещей». Для греков человек - олице­творение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой класси­ческого искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий

- величайшие скульпторы этой поры - изображали богов и героев. Их
«олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, ли­
шенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого
человек если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. - поздняя классика, - когда греки об­наружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия по­степенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, по­рывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литерату­ре. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга во­обще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действи­тельности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение -«Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн. Главная зада­ча искусства V в. до н.э., его основа - правдивое изображение челове­ка, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душев­ных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» -для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Ге­ры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).