Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 24 из 46)

8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья

Средневековая культура - европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура ран­него Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.). Начало Средневеко­вья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время.

Материальную основу средневековой культуры составляли фе­одальные отношения. Политическая сфера Средневековья представ­ляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, осно­ванное на сочетании прав на землю с политической властью. С обра­зованием централизованных государств формировались сословия, со­ставляющие социальную структуру средневекового общества - духо­венство, дворянство и остальные жители («третье сословие», народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) за­нималось государственными и военными делами, народ - трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто вою­ет». Средневековье — это эпоха многочисленных войн. Только «кре-

105


стовых походов» (1096—1270) официальная история насчитывает во­семь.

Средневековью свойственно объединение людей в различные корпорации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких корпораций прежде всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям). В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представление о труде как даре Божьем.

Доминантой духовной жизни Средневековья являлась религи­озность, которая обусловливала роль церкви в качестве важнейшего института культуры. Церковь выступала и как светская сила в лице папства, стремившаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь «обмирщаясь», а развивать культуру можно было только путем углубления ее религиозности. Эта противоречивость подчеркнута крупнейшим христианским мыслителем Августином «Блаженным» (354—430) в его работе «О граде Божьем» (413 г.), где он показал ис­торию человечества как извечную борьбу двух градов - Града земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу, доведенной до презрения к себе). Августин выдвинул мысль, что вера и разум - это лишь два раз­личных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга.

Однако в XIV в. восторжествовала радикальная мысль, обосно­ванная Уильямом Оккамом(1285—1349): между верой и разумом, фи­лософией и религией нет и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью независимы друг от друга и не должны кон­тролировать друг друга.

Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логи­ческое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церк­ви. Сближение науки с преподаванием способствовало формированию системы образования (XI-XII вв.). Появляется большое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стимулом интеллектуального разви-

106


тия. Именно тогда зарождаются высшие школы, а затем и университе­ты. Первые университеты появились в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 универ­ситетов, превратившихся в важнейшие культурные центры. Универси­теты позднего Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязательными четырьмя «классическими» факультетами: искусств, теологии, права и медицины.

В позднее Средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: использование водяных и ветряных мельниц, разработка новых конструкций подъемников для строительства храмов, появле­ние первых машин; изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки, проводились медицинские опыты.

Менялась и духовная жизнь общества; художественная литера­тура приобретает светский характер, набирает силу тенденция обра­щения к земной жизни. Особым явлением стала рыцарская литература. Развивается эпос, оставивший в наследие такие талантливые произве­дения как французская поэма «Песнь о Роланде» и немецкая - «Песнь о Нибелунгах». Растущее внимание к человеку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери (1265— 1321) в «Божественной комедии». В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художе­ственного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор. С конца XIII в. ведущим становится рожден­ный городской европейской жизнью готический стиль.

Средневековая культура позднего периода выражает не застыв­шее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Такой вывод можно сделать с учетом исторической длительности мировой культуры.

8.3 Художественная культура Средневековья

Каждая культурная эпоха имеет свое, присущее только ей ми­ровоззрение, представление о природе и обществе, времени и про­странстве, порядке мироздания, отношениях людей в обществе и т. д. Все перечисленные представления средневековой эпохи были сфор­мированы христианским вероучением и христианской церковью. Ог­ромным было воздействие христианства и религиозного мировоззре­ния на средневековое искусство.

107


Само оживление культурной жизни первоначально выразилось в том, что, начиная с Х века, в западноевропейской художественной культуре утверждаются новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодаль­ной раздробленности. В Х веке художественная культура Средневеко­вья смогла создать единый общеевропейский стиль, который получил название романского. Стиль «в манере римлян» подразумевал ис­пользование в средневековой архитектуре некоторых черт архитекту­ры и строительных приемов римлян.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри ры­царей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечива­ли защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были фео­дальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинствен­ности и постоянной потребности самозащиты. Поэтому расположен­ный обычно на вершине скалистого холма замок служил защитой во время осады и своеобразным организационным центром при подго­товке к набегам. Средневековая Европа поэтому была покрыта замка­ми. Один из самых величественных и мощных замков – замок Пьер-фон к северу от Парижа (Франция).

Храмовая архитектура Средневековья также отражала особен­ности своего времени. Романский храм призван был приблизить чело­века к Богу, погрузить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значительное место отводилось фрескам и витражам, запол­нявшим оконные проемы. Многочисленные росписи покрывали пест­рым ковром поверхности стен и сводов. Нередко художники исполь­зовали экспрессивный, динамичный рисунок, чтобы передать драма­тизм библейских сцен. Главной задачей художника было воплощение библейского начала, а из всех человеческих чувств, предпочтение от­давалось страданию, ибо, по учению церкви, - это очищающий душу огонь. С необычайной яркостью средневековые художники изобража­ли картины страданий и бедствий.

108


Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Европе, но наиболее совершенными образцами этого стиля явля­ются три храма на Рейне: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце.

Романский стиль нашел свое выражение не только в архитекту­ре, но также в живописи и скульптуре. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений, конечно же, были темы величия и могу­щества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фи­гуры. Вообще реальные пропорции были не важны русским художни­кам: в изображениях головы зачастую увеличены, тела схематичны, иногда вытянуты.

В начале XII века романский стиль, еще сохранявший в себе средневековую суровость и замкнутость архитектурных форм, экс­прессивность и экстатическую деформацию человеческих фигур в скульптуре и живописи, сменяется новым стилем, получившим назва­ние готического.

Формирование готического стиля было обусловлено быстрым развитием бюргерской культуры, которая начала играть определяю­щую роль в жизни средневекового общества. Религия при этом посте­пенно утрачивает свои господствующие позиции.

Этот стиль сформировался во Франции в XII веке, затем пере­шел в Англию, в XIII веке был принят в Германии и распространился по всей Европе. Переход от романского стиля к готическому был от­мечен рядом технологических новшеств и новых стилистических эле­ментов. Грандиозность и легкость готических соборов создавала ил­люзию оторванности от земли, что достигалось через особое строение готического свода.

Изменился по сравнению с романской эпохой наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится скульптурное распятие.