Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 25 из 46)

Вся конструкция готического храма, устремленная вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь - к небу, к Богу. Но готический храм в то же время является своеобразным воплощени­ем учения, согласно которому весь мир есть система противодейст­вующих сил и конечный результат их борьбы – Вознесение. Отличи­тельной особенностью готических архитектурных конструкций было то, что они прямо преображались в декорацию. И наиболее наглядным

109


примером этого являются статуи-колонны, выполняющие одновре­менно и конструктивную, и декоративную функции. Самыми выдаю­щимися произведениями готического стиля стали соборы в Шартре, Реймсе, Париже, Амьене, Брюгге, Кельне.

Во всех произведениях готического искусства главное внимание уделяется созданию впечатления: для этого используются захваты­вающие дух театральные эффекты, усиливающие эмоциональное воз­действие. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровож­даемый органной музыкой, эффектно сочетался с архитектурным об­ликом храма. Вкупе они достигали своей основной цели – привести верующего в состояние религиозного экстаза.

Как полагает большинство исследователей Средневековья, од­ним из самых высоких достижений культуры стал расцвет рыцарской культуры.

В период развитого Средневековья понятие «рыцарь» стало символом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям – крестьянам и горожанам. Рыцарская систе­ма ценностей, возникшая на основе реальной политической, бытовой, духовной жизни этого сословия, была уже вполне светской. Сложи­лись образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести. В кодексе рыцарской чести этика воинственности, силы и мужества переплета­лись с нравственными ценностями христианства и средневековым идеалом красоты. Разумеется, образ идеального рыцаря чаще всего расходился с реальной действительностью, но все же он сыграл ог­ромную роль в западноевропейской художественной культуре.

Особым явлением рыцарской культуры стала рыцарская лите­ратура, которая нашла свое проявление в виде двух литературных жанров – рыцарского романа и рыцарской поэзии.

Первые рыцарские романы появились в Англии после завоева­ния ее норманнскими феодалами в 1066 г. Основой романов стал лю­бовно-приключенческий сюжет о подвигах короля Артура и рыцарей круглого стола, заимствованный из кельтских преданий и легенд. Главный герой романов король бриттов Артур и его рыцари Ланселот, Персеваль, Пальмерин и Амадис – были воплощением рыцарских доб­родетелей.

Наиболее известным и популярным произведением в жанре ры­царского романа стала «Повесть о Тристане и Изольде», в основу ко­торой легли ирландские сказания о трагической любви юноши Три-110


стана и королевы Изольды. Популярность этого романа объяснялась как раз тем, что центральное место в нем отводилось земной чувст­венной любви с ее переживаниями.

Родиной рыцарской поэзии стала французская провинция Про­ванс, где сложился очаг светской культуры в феодальной Западной Европе. В провансальском городке Лангедоке получила широкое рас­пространение лирическая поэзия трубадуров (сочинителей), которая возникла при дворах знатных сеньоров. В этом виде куртуазной по­эзии центральное место занимал культ прекрасной дамы, прославля­лись интимные чувства.

Поэзия трубадуров имела много разнообразных жанров: любов­ные песни, лирические песни, политические песни, песни, выражав­шие скорбь по поводу смерти сеньора или близкого человека, плясо­вые песни и т.д. Из Прованса поэзия трубадуров распространилась в другие страны Европы. На севере Франции процветала поэзия труве­ров, в Германии – миннезингеров (певцов любви), в Италии – гист-рионов (певцов нового сладостного стиля), в Англии – менестрелей. Рыцарская поэзия способствовала повсеместному распространению куртуазных форм культуры в Западной Европе.

Появление рыцарской поэзии было ответом на запросы свобод­ной и независимой от церкви феодальной аристократии. Рыцарская поэзия сумела впитать в себя гармонию телесного и духовного.

В XII – XIII вв. в городах Западной Европы стала развиваться латинская поэзия бродячих студентов – вагантов (от лат. бродить). По­эзия вагантов, студентов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждаю­щей пороки церкви и духовенства, воспевающей радости земной воль­ной жизни. Остроумные стихи и песни вагантов распевала в то время вся Европа. Расцвет поэзии вагантов связан с интенсивным развитием школьного и университетского образования, поэтому ее создателями и носителями стали студенты.

Фольклор, одно из слагаемых средневековой художественной культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса. На рубеже XI – XII вв. в средневековой культуре получила развитие письменная литература. Тогда впервые были сде­ланы записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. В них воспевались подвиги героев, важнейшие реальные события, по­влиявшие на судьбу того или иного народа. Во Франции величайшим

Ill


литературным памятником той эпохи является «Песнь о Роланде». В Германии к этому жанру относится знаменитая эпопея «Песнь о нибе-лунгах», которая явилась результатом переработки материала герман­ских героических песен и сказаний о гибели бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы. В поэме подробно обрисованы при­дворный досуг и рыцарские турниры, пиры, сцены охоты, путешест­вия в дальние страны и другие стороны пышной придворной жизни. Битвы и поединки героев также даны во всех деталях. Необычайно красочно описаны богатое оружие героев, щедрые подарки правите­лей, драгоценные одеяния, сочетающие красочные, золотые, белые цвета и живо напоминающие средневековую книжную миниатюру.

Средневековая Европа оставила великие памятники художест­венной культуры. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, скульптуры, книжной миниатюры, витражного искусства. Величайшую художественную ценность пред­ставляют произведения средневековой литературы – рыцарские рома­ны, поэзия трубадуров, лирика вагантов и героический эпос. Таким образом, несмотря на то, что культура Средневековья была неодно­значной, противоречивой и многоликой, она безусловно является важ­ной ступенью развития мировой культуры.

8.4 Русская культура эпохи Средневековья

Начальный период русской и украинской культуры своими ис­токами уходит в глубь веков, когда наши предки-восточные славяне, жили родоплеменным строем, исповедовали многобожие. Его хроно­логические рамки размыты: нижняя грань может датироваться середи­ной II тыс. до н. э. – серединой I тыс. до н. э., а верхняя – либо 862 г., дата начала государства, либо 988 г. – год крещения Руси.

Следующий период – время утверждения христианства, оформ­ления на Руси традиционного общества и централизованного государ­ства. Его хронологические рамки совпадают с эпохой правления дина­стии Рюриков (862-1528). Это был период складывания и господства феодальных отношений, оформления культуры. Его принято в свою очередь подразделять на Древность – эпоху Киевской Руси (середина IX - начало XII вв.) и Средневековье – время феодальной раздроблен­ности и монголо-татарского нашествия (XII – XIII вв.), период собира-

112


ния земель вокруг Москвы, свержение иноземного ига и оформление централизованного государства – Московской Руси (XIV-XVI вв.).

В XIV в. Русь начинает постепенно выходить из-под золотоор-дынского ига. Одержанная в 1380 г. на Куликовом поле победа вызва­ла громадный творческий подъем в стране. К концу XV в. завершается объединение русских земель под началом Москвы, оформляется мощ­ное централизованное государство, переставшее платить дань Золотой Орде. В области культуры эту эпоху с полным основанием можно на­звать Русским Возрождением, оно опиралось на владимиро-суздальские историко-культурные традиции. Для духовной культуры Руси XIV – XV вв. был характерен особый интерес к человеку, ценно­стям его внутренней жизни, индивидуальным переживаниям. Это ти­пичная ренессансная культурная тенденция, которая проявлялась в распространении исихазма. Центром его становится Троице-Сергиева лавра (основан монастырь в 1345 г. Сергием Радонежским). Широкое строительство обителей и храмов, посвященных Троице, началось во второй половине XIV в. и было неразрывно связано с именем отца Сергия. За полтора столетия средняя и северная Русь покрылись гус­той сетью монастырей, основанных воспитанниками и друзьями пре­подобного Сергия (Саввино-Сторожевский монастырь под Звениго­родом, Кириллов и Ферапонтов монастыри на Белом озере и др.)

В литературе преобладает патриотическая тематика («Задонщи-на», «Сказание о Мамаевом побоище»). О жизни великих подвижни­ков писал Епифаний Премудрый («Житие Сергия Радонежского»). В конце XV в. появилось одно из первых светских описаний хождения тверского купца Афанасия Никитина в Индию – „Хождение за три моря”.

Творчество изографов Феофана Грека (1340-1405), Андрея Руб­лева (ок. 1360-1430) и Дионисия (1440-1503) можно рассматривать как этапы в рамках Русского Возрождения. Каждый из них по-своему от­ражал исихастский идеал в искусстве. Исихазм в русском изобрази­тельном искусстве проявлялся в интересе к совершенному человеку, стремящемуся открыть в себе полноту божественного бытия, победить страсти и достичь высот безмолвия.

Кисти Ф. Грека принадлежат фрески новгородской церкви Спа­са на Ильине улице (1387), некоторые из икон иконостаса Благове­щенского собора Московского Кремля. Работы А. Рублева - росписи и иконы старого Благовещенского собора Московского Кремля, фреска