Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 26 из 46)

113


«Страшного суда» Успенского собора во Владимире, иконостас со знаменитой иконой «Троица». Традиции Рублева продолжил Диони­сий. Им созданы фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ города Кириллова на Белом озере. Его кисти принад­лежат знаменитые иконы «Богоматерь Путеводительница», «Спас в Силах», «Воскресение Христа».

Возрожденческая традиция ярко проявила себя в гуманизации архитектурного образа, человеческой масштабности и пирамидально-сти храмовых композиций. С ренессансным характером восприятия связано использование в соборе антропоморфной скульптуры, а также такая организация внутреннего пространства, которая позволяла свету равномерно проникать внутрь храмов (Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, звенигородский Успенский собор на городке, церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице в Новгороде).

В XV в. московское зодчество испытало сильное влияние итальянской возрожденческой традиции. По приглашению Ивана III в Москву прибыли итальянские мастера Пьетро Солари, Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Марк Фрязин. Вместе с русскими масте­рами они преобразили Московский Кремль, где были возведены Ус­пенский кафедральный собор, Архангельский собор – усыпальница го­сударей московских, Новый Благовещенский собор – домовая церковь русских царей и Грановитая палата для торжественного приема ино­странных послов и делегаций.

В XVI в. завершился процесс эмансипации Русской Православ­ной Церкви от Византии. После падения Константинополя выбор ми­трополита стал прерогативой московских князей.

Также важнейшим новшеством этого века стало книгопечата­ние. В 1564 г. дьяк Иван Федоров с помощником Петром Мстислав-цем напечатали в Москве первую русскую датированную книгу «Апо­стол». Это время расцвета русской народной баллады («Дмитровская суббота»). Среди произведений, созданных в этот период, можно вы­делить «Домострой» протопопа Сильвестра и «Четьи-Минеи», соби­равшиеся под руководством митрополита Макария.

В XVI в. было положено начало новому стилю в архитектуре – шатровому зодчеству. При его создании русские мастера использовали национальные традиции деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. Самые первые опыты дали непревзойденные шедевры: цер­ковь Вознесения в селе Коломенском, храм Вознесения Иоанна Пред-114


течи в селе Дьяково, Покровский собор на Рву (более известный как Храм Василия Блаженного).

На исходе столетия родился новый архитектурный стиль – го-дуновский, по имени царя Бориса Годунова. Это старый тип пятигла­вого купольного храма-куба, изобилующий декоративными украше­ниями, особенно кокошниками, причудливыми композициями гале­рей, арочных пространств, приделов, необычными формами колоко­лен. Яркими образцами годуновского зодчества являются: храм Пре­ображения со звонницей в подмосковной усадьбе Годунова в Больших Вяземах, храм Донской Божьей Матери в московском Донском мона­стыре и собор Покровского царского женского монастыря в Суздале.

XVI в. – время расцвета прикладного искусства, особенно золо­того и серебряного дела. Лучшие его образцы хранятся в Кремле, в Оружейной палате. Среди них: серебряный ковш царя Бориса, Еванге­лие 1571 г. в золотом окладе с эмалью и драгоценными камнями, коль­чуга Ермака (весом 12 кг), шапка Мономаха и Казанская шапка Ивана Грозного.

В музыкальном искусстве, как в зодчестве и иконописи, шло интенсивное создание единого русского стиля. Аналогичные процессы происходили и в самом русском языке. На основе переплетения обла­стных русских говоров складывается новый среднерусский стиль речи, мягкий и певучий.

Русская песня повлияла на церковное пение. Возникают новые, путевой и демественный распевы, для которых характерны сложная ритмика и многоголосие. В Москве созданы два профессиональных хоровых коллектива – хор государственных певчих дьяков и хор пат-риаршьих певчих дьяков. Наряду с этим, при дворе царя видную роль продолжали играть скоморохи.

Таким образом, культурное развитие Руси в эпоху Средневеко­вья определялось общими для всех европейских народов факторами. Это было время оформления национальных государств, языковый и этнической консолидации, рождения единых стилей в искусстве. Если сравнивать Россию с Европой на стадии Средневековья, то заметно хронологическое отставание в развертывании некоторых общемиро­вых процессов в области культуры. Задержка была вызвана времен­ным культурным упадком в результате татаро-монгольского нашест­вия на Русь.

115


Вопросы для самопроверки:

Была ли эпоха Средневековья временем упадка культуры?

Какую страну можно считать родиной рыцарской поэзии?

О чем рассказывали средневековые эпосы?

Назовите особенности культуры Византии.

Термины:

Апокалипсис – последняя книга Нового Завета Библии, которая содержит пророчества о конце света.

Византийская культура – культура Восточной Римской импе­рии, сформировавшаяся на основе традиций эллинистической культу­ры и их синтеза с христианской религией.

Готика, готический стиль – художественный стиль в западно­европейской художественной культуре, зародившийся в XII в. во Франции на основе традиций германских племен, достижений роман­ской культуры и христианского мировоззрения. Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обили­ем каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витра­жей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

Икона – живописное или рельефное произведение христианско­го изобретательного искусства, в основе которого лежит духовная об­разно-смысловая система.

Исихазм (от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) – мистическое течение, возникшее в Византии в IV – VII вв. и возро­дившееся в XIV в. Преследовало цель единения человека с Богом пу­тем «очищения сердца» слезами и самососредоточения сознания. Яр­кие представители: Григорий Палама в Византии и Нил Сорский в России.

Куртуазный – рыцарский, учтивый.

Миннезингеры – поэты-певцы при германских дворах XII – XIII вв., перенявшие традиции провансальских трубадуров; предметом их песнопений была рыцарская доблесть и беззаветное служение пре­красной даме.

Романский стиль – художественный стиль эпохи Средневеко­вья (X –XI вв.), отличается в архитектуре простой строгостью и мас­сивностью.

116


Трубадуры – в средневековой культуре – провансальские по­эты-певцы, воспевавшие в своих стихах рыцарскую любовь к даме, земные радости, героику крестовых походов.

Раздел 9. Культура эпохи Возрождения

9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно­европейской культуры как переход от средних веков к Новому Време­ни, от общества феодального - к буржуазному. Наступает период пер­воначального накопления капитала. Появляются первые зачатки ка­питалистической промышленности в форме мануфактуры. Развива­ется банковское дело, международная торговля. Зарождается совре­менное экспериментальное естествознание. Формируется научная кар­тина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновы­вают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих от­крытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей - Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической циви­лизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром».

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Ев­ропы различны. Приблизительны и хронологические границы — в Италии XIV-XVI века, в других странах XV-XVI века.

Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских на­родов единой? В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus – человечный).

Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гу­манизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную на­правленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм разви-117


вается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, нахо­дит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие ре­лигиозные сферы - в папскую канцелярию, становится мощным ору­жием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков худож­ников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особен­но против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование ис­торической ситуации - формируют человека предприимчивого, ак­тивного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провиде­ние господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному ра­зумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.