Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 27 из 46)

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) - «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, тео­логии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными си­лами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Боже­ственную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».

Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается ро­доначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо

118


Манетти(1396-1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Балла (1407-1457) утверждает есте­ственность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О достоинстве челове­ка» проводит мысль о том, что человек — творец своей судьбы, себя са­мого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть». Гуманисты Возро­ждения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой дей­ствий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, ра­циональный выбор.

Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветают поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отношений решают­ся кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семей­ство Борджиа во главе с самим папой Александром VII - убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и ди­пломат Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варва­ров», собственноручно закалывая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было не­мало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом ювелирного искусства.

Исследователи многократно отмечали, что «добро и зло пере­плетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдель­ными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.

9.2 Отношение к античной и средневековой культуре

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам.

119


Обращение к античному наследию выступает важной особенно­стью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление пре­красного, гармонически развитого человека были особенно близки евро­пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный иде­ал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового сим­волизма. Практическое, житейское мировосприятие древних было бо­лее притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возро­ждения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древ­ние— греческий и латинский, языки.

Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изучать греческий язык, а на латинском языке — классическом языке Цицеро­на, Горация, Сенеки — были написаны труды гуманистов. Латынь ста­ла языком эпохи Возрождения. Один из первых исследователей культу­ры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт отмечал, что даже де­ти прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма. Среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.

Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливать подлинные тексты вместо искажен­ных в эпоху Средневековья. Большая часть текстов античных авто­ров, которыми располагает современная наука, была выявлена имен­но гуманистами. Большую роль в распространении античного насле­дия сыграло изобретение и распространение книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятни­ка собственной личности».

Гуманисты проявляли большой интерес и к античной философии -натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Мар-сио Фичино. Почитание Платона было здесь превращено почти в рели­гиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна.

120


Каким же было отношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно предшествовала эпохе Воз­рождения?

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре су­рово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формировалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отношение к теологии -теории религии. Л. Балла противопоставляет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, который, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессиональным служителям католической церкви. Д. Боккаччо в «Декамероне» высмеивает монахов, их ханжест­во, развращенность. У Данте в «Божественной комедии» даже главы католической церкви попадают в ад. Сатира на служителей церкви, ду­ховных лиц представлена в знаменитой книге Э. Роттердамского «По­хвала глупости». Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не быланаполнена таким огромным количеством антицерков­ных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека.

Однако, вся средневековая культура с ее многолетней исто­рией, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она ока­зывала влияние на культуру Возрождения, даже когда это не осозна­валось. А. Ф. Лосев справедливо отмечает, что «Возрождение, по­добно юноше, бунтующему против своих родителей и ищущему под­держку у дедов, было склонно забывать обо всем, чем оно было обязано средневековью, и преувеличивать значение античности».

Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха пе­реходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового, богатство и разнообразие культурных элементов. В чем конкретно проявлялось влияние средневековья на культуру Воз­рождения?

Прежде всего отметим, что отрицание церкви еще не означало отрицание религии. Некоторые из деятелей Ренессанса (например, Э. Роттердамский) хотели примирить христианство с античностью, при­зывали вернуться к идеалам первоначального христианства. Другие (например, М. Фичино) пытались создать некую новую, единую рели-

121


гию, свободную от национальных, этнических, культовых различий. Таким образом, делались попытки переосмыслить религию, но не от­казаться от нее. Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Многие деятели Ренессанса были людьми верующими, и даже духовными ли­цами католической церкви.

В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось прежде всего в темах, сюжетах. Много произведений было написано на библейские и религиозные сюжеты. Немалая часть их предназначалась для церквей, имела культовое назначение. Мож­но сказать, что искусство Возрождения было своеобразным синте­зом античной физической красоты и христианской духовности.

9.3 Художественная культура эпохи Возрождения

Возрождение хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторе­нессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кватроченто); 3) Высокое возрождение - 80-е гг. XV в. - 30-е гг. XVI в. (чинквиченто); 4) Позднее возрождение -до конца XVI в.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно — в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая назва­ние культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» ука­зывал на связь новой культуры с античностью. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умо­настроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. С раз­рушением старых феодально-религиозных представлений и с создани­ем новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся бур­жуазной эпохе, был связан и антропоцентризм. Центром ми­роздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наи­более совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как ге­роическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творче­ская сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуж­дения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях ис­кусства.