Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 28 из 46)

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Все­мирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304—

122


1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки — Джованни Боккаччо (1313—1375), автор «Декамерона», собрания реа­листических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаменитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жиз­ни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время ста­новится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совер­шенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творче­ством Боттичелли (1445-1510), Джотто (1266-1337), Мазаччо (1401-1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представивший в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения -Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древне­римского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрожде­ние — время наивысшего расцвета гуманистической культуры Ита­лии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Ми-келанджело Буонаротти (1475-1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлени­ем. В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распрост­раняется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои нацио­нальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и про­грессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455- 1522), стре­мившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаме­нитого сатирического произведения «Письма темных людей», в кото­ром выведена вереница невежественных, темных людей - магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени. В период Ре-

123


формации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494-1576), напи­савший множество назидательных басен, песен, шванков и др.

Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528) — основатель и крупнейший представитель немецкого Воз­рождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Голь-бейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидер­ландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произ­ведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глу­бокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя.

В Англии средоточением гуманистических идей считался Окс­фордский университет, в котором читали лекции передовые ученые того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воз­зрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя иде­альное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения - Вильям Шекспир (1564—1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», ис­торических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов.

Возрождение в Испании носило более противоречивый харак­тер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое рас­пространение получили рыцарские романы, а также плутовские. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492- 1497). Эту линию про­должил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547- 1616), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 - 1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи». Основоположник испанской националь­ной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких как «Собака на сене», «Учитель танцев».

124


Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи в европейских странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распростра­няться только в начале XVI в. Выдающийся представитель фран­цузского гуманизма - Франсуа Рабле (1494-1553), автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтической тематики -романтические чувства, воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара (1524-1580), прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влияние на развитие поэзии в целом. Круп­нейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - «Опыты» - пред­ставляло собой размышления на философские, исторические, этиче­ские темы.

Таким образом, Ренессанс подарил мировой культуре огромную плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искусства. Сре­ди них: философы и ученые - Николай Кузанский, Пикоделла Миран-дола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели и поэты - Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдаю­щиеся архитекторы, скульпторы, живописцы - Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджо­не, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др.

Однако в культуре Возрождения, наряду с прогрессивными эле­ментами гуманизма и реализма, присутствуют средневековые пе­режитки. Достаточно вспомнить о большой роли, которую в течение всего Ренессанса играли теология и схоластика. Для того, чтобы про­никнуть в существо культуры и искусства этой эпохи, нужно ясно представить себе противоречия и контрасты, из которых она соткана, -противоречия свободы и рабства, рационализма и магии, чувственно­сти и аскетизма.

Вопросы для самопроверки:

Назовите основные черты культуры эпохи Возрождения. Дайте характеристику искусству Северного Возрождения. Почему Д. Алигьери называют «последним поэтом средневеко­вья и первым поэтом Нового времени»?

125


Что такое антропоцентризм? Почему на нем базируется гума­низм эпохи Возрождения?

Термины:

Антропоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому че­ловек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Аскетизм – ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от матери­альных потребностей, обретения сверхъестественных способностей.

Гуманизм - совокупность идей и взглядов, утверждающих цен­ность человека независимо от его общественного положения, и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

Мадонна – название богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение.

Ценности – коллективно и индивидуально вырабатываемые оп­ределения объектов мира, направленные на выявление их культурной значимости для человека и общества.

Раздел 10. Культура периода Реформации и Просвещения

10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение

Реформация (лат. reformatio - преобразование) - важнейший этап в культурно-историческом развитии Западной и Центральной Ев­ропы. Это религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии с выступ­ления М. Лютера и направленное на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероис­поведания. Реформация выразила идеологию новых социальных и по­литических процессов в форме протестантизма.

Главный идеологический тезис сторонников Реформации -требование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в качестве по­средника Бога на земле, а также утверждение, что спасение своей ду­ши достигается лишь внутренней верой каждого. Объявляя причиной Реформации «порчу церкви», ее идеологи говорили об искажении уче-126


ния Христа и целью Реформации считали возвращение к «истинному» христианству апостольских времен.

В Реформации можно выделить три основных направления: бюргерско-буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин), королевско-княжеское и народное (Г. Мюнцер), Первое характеризуется стремле­нием утвердить власть буржуа, второе - борьбой за сохранение власти богатых феодалов за счет захвата церковных земель, третье — по­пыткой устранить феодальную эксплуатацию, поддерживаемую като­лической церковью, и установить социальное равенство. В результате Реформации католическая церковь в ряде стран утратила свое моно­польное положение и оказалась в большей зависимости от государст­венной власти. Духовная диктатура была сломлена.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях про­тестантских идей выразился новый, буржуазный тип личности с но­вым отношением к миру.