Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 29 из 46)

10. 2 Основные доминанты эпохи Просвещения

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений, обусловили основные доминанты культу­ры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в по­лученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секу­ляризация общественного сознания, распространение идеалов про­тестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабо­раторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое по­нимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое по­нимание самого Человека.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преоб­разовывая политические и социальные устои. Приписывая все свойства

127


человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или сре­ды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существо­вания, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселен­ского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических со­чинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаме­нитая «Декларация независимости», включала в себя такое утвержде­ние: «все люди сотворены равными и наделены Создателем опреде­ленными неотчуждаемыми правами, среди которых - право на жизнь, свободу, стремление к счастью».

Ориентиром для создателей утопий XVIII века служило «ес­тественное», или «природное», состояния общества, не ведающего ча­стной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, жи­вущего сообразно разуму, а не «искусственным» законам. Это был ис­ключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, ско­рее всего, никогда не будет существовать в реальности. Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использо­вался для сокрушительной критики существующего порядка вещей.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструи­ровался мир, альтернативный существующему, отвечавший представ­лениям времени об этических идеалах, о счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Особое место природы в культурной парадигме XVIII столетия связано с провозглашением ее источником истины и главным учителем общества и каждого человека. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений, культивирующим веру в силу разума и воспитание возвышенных чувств. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благо­родной цели — создания совершенной среды для совершенного челове­ка. «Внушив любовь к полям, внушаем добродетель» (Делилъ Ж.) Часто в качестве дополнения в парк включались утилитарные постройки (напри­мер, молочные фермы), которые, однако, выполняли совершенно иные

128


функции. Важнейший морально-этический постулат Просвещения -обязанность трудиться - находил здесь зримое и реальное воплощение, поскольку заботам о садах в Европе предаются представители правящих домов, аристократии, интеллектуальной элиты.

Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При этом, одной из главных задач было сохранение «впечатления естествен­ности», ощущение «дикорастущей природы». В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, хра­мы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам — люб­ви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало реализацию просвети­тельских представлений о счастье как «естественном состоянии» «ес­тественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

В XVIII Франция становится гегемоном духовной жизни Ев­ропы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния прояв­ляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры.

Постепенно в культуре европейского Просвещения благодаря деятельности плеяды замечательных мыслителей (в Англии – Дж. Локк, А. Э. Шефтсбери; В Германии – Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гете; во Франции – Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) складывает­ся целый ряд отличительных черт, которые позволяют рассматривать эту эпоху как самостоятельное явление.

Во-первых, для нее был характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, отвергающее его участие в жизни природы и обще­ства после акта творения).

Во-вторых, распространяется космополитизм, который выра­жался в осуждении всякого национализма и признании равных воз­можностей каждой нации. Вместе с тем распространение космополи­тизма вызвало падение чувства патриотизма, который, в конце концов, утратил свое значение в общественной жизни.

В-третьих, культура Просвещения отличалась своей научно­стью. К началу XVIII в., благодаря трудам многих выдающихся уче­ных, полностью сложилось классическое естествознание. Среди уче-129


ных возникло убеждение в необходимости объяснять все явления при­роды исключительно естественными причинами.

В-четвертых, естественным продолжением научности культуры Просвещения стала такая ее черта, как рационализм. Именно из нау­ки, особенно из математики, рационализм перекочевал в другие сферы культуры. Просветители глубоко верили, что именно с помощью ра­зума будет достигнуто абсолютное знание о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и искусства.

В-пятых, одной из главных черт эпохи Просвещения является идея прогресса, также непосредственно связанная с понятием «разу­ма». Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «веры в прогресс через разум».

В-шестых, для культуры Просвещения была характерна абсо­лютизация роли воспитания в формировании нового человека. Дея­телям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные, разумно обоснованные условия для воспитания детей, и на протяже­нии жизни одного – двух поколений проблемы будут решены.

Сочетание всех этих черт в итоге привело к новому значению самого понятия «культура», которая рассматривалась не только как процесс усовершенствования, но и как состояние, ступень развития человека и общества.

В этом своем значении культура становится предметом изучения для многих просветителей, которые в своих теоретических концепци­ях стремятся обосновать и раскрыть смысл культуры и определить перспективы культурного развития человечества. В XVIII веке поня­тие «культура» прочно вошло во все европейские языки и в научную литературу.

10. 3 Стилевые и жанровые особенности искусства XVII – XVIII веков

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для раз­вития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окру­жающей действительности, от условий и обстоятельств его существо-130


вания. Именно поэтому носителем художественного творчества стано­вится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный харак­тер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин ( Рос­сия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).

Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Ру­бенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музы­ке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Клас­сицизм означал подчинение человека общественной системе, развиваю­щийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изме­нился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некото­рых случаях один из характернейших признаков стиля - античные клас­сические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.