Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 3 из 46)

К особой функции культуры следует отнести социализацию – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социально­го опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социализации человек приобретает качест­ва, ценности и убеждения, общественно одобряемые формы поведе-

13


ния, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в общест­ве, правильного взаимодействия со своим социокультурным окруже­нием.

Существенное значение имеет адаптационно-охранительная функция культуры. Она связана с тем, что общество, человек и куль­тура развиваются разными темпами, «скоростями». Культура в на­званной триаде наиболее устойчива и консервативна. Если современ­ное общество в цивилизационном и особенно формационном плане изменяется относительно быстро и человек ныне в большей степени подвержен разного рода внешним влияниям природной и социальной среды, то культура имеет иные по длительности исторические циклы эволюции. Ввиду этого возникает сложная двуединая проблема: адап­тация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообщест­ве в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности. При этом культура использует особые механизмы, позволяющие ей сохранять свое первородство.

Воспитательная функция культуры. Под воспитанием понима­ется целенаправленное развитие человека. Оно осуществляется куль­турой в целом и ее важнейшими отраслями. Всестороннее развитие личности ни теоретически, ни практически невозможно без освоения культурных ценностей и норм. В значительной степени культура вы­полняет свою воспитательную функцию через систему образования человека. Становление человека посредством усвоения ценностей культуры происходит в форме жизненного процесса, который возвы­шает человека, обогащает его душу и социальную зрелость. Сама культура – важнейший институт воспитания и регулятор взаимодейст­вия людей.

Независимо от смены тех или иных культурных форм, функции, выполняемые культурой, остаются в своей основе теми же. Могут ме­няться акценты в пользу доминирования той или иной функции, может изменяться определение их роли и ценности. Однако выполнение культурой своих функций остается необходимым условие сохранения и функционирования самого общества, обеспечения его стабильности. Культурные нормы скрепляют общество, способствуя осознанию его членами принадлежности к общей культуре.

14


1.4 Феномен культуры и его понимание

Культура формируется и развивается как специфически челове­ческая деятельность. Культура делает человека человеком, выделяя его из окружающего мира.

Но как она возникла? В чем ее смысл? Если культура рождает­ся, то бывает ли смерть культуры? Действительно, культура – это прежде всего живой процесс, процесс развития средств «умещения» человеком самого себя в мире, осмысление и планирование этого про­цесса. Культура постоянно творится – каждым человеком и всем чело­вечеством в целом. Это и процесс, и результат жизнедеятельности че­ловека. Культура исторична, ее формы изменчивы, и в то же время главные ее проблемы всевременны, а ее ценности – непреходящи. Культура – живой организм, имеющий свои законы функционирова­ния и относительно независимое бытие, определяемые внутренними закономерностями возникновения и протекания культурных процес­сов.

Человек в культуре создает как бы вторую природу, которая помогает ему приспособиться сначала к первой природе, затем – к ми­ру; затем – к созданному им самим же; затем – к другим людям и , на­конец, - к самому себе: кто он сам есть. Создав культуру как систему своего рода искусственных приспособлений для жизни в мире, в об­ществе, с людьми, в гармонии с самим собой, человек «ставит» ее ме­жду собой и природой, между собой и миром, между собой и другими. Так возникает и накапливается материальная культура, развивается материальная и духовная деятельность в виде производства и искусст­ва, спорта и религии, науки и моды, формируются человеческое соз­нание, этикет, нормы и т. д.

Культура, выражающаяся в создании физических, инструмен­тальных, социальных, психологических средств приспособления чело­века, означает, как человек опредмечивает себя, свои силы, способно­сти во взаимодействиях с миром, какими способами он раскрывает свои человеческие качества и потенции.

Культура есть ценность сама по себе, но она и создает ценности, создает саму направленность, устремленность человеческого бытия к совершенству, к раскрытию человеческой природы в ее содержании и глубине. Культура выращивает в человеке человеческое, открывает перед ним горизонты возможного и желаемого, формирует представ-15


ление о человеческих ценностях, таких как истина, добро, красота, творчество. Именно в культуре реализуется идея человека как творца.

Итак, подводя некоторый итог, можно утверждать, что понима­ние культуры включает в себя следующие грани и уровни ее проявле­ния:

а) совокупность материальных и духовных ценностей (от музе­
ев и картинных галерей до ботинок и консервных банок);

б) уровень развития человека (культурный человек);

в) умение действовать в культурной сфере (культура исполни­
тельства и другая профессиональная культура в разных сферах дея­
тельности (умение понимать, разбираться в искусстве, например).

При этом, однако, в культуре следует различать два пласта ее бытия. Первый, онтологический , пласт составляют:

культурная среда обитания, в которой человек рождается, кото­рая для него естественна, в реальную данность которой он погружен;

совокупность культурных – материальных и духовных – ценно­стей, созданных обществом и составляющих его богатство;

система ценностей, принимаемых и одобряемых обществом, их признанная в обществе иерархизация;

способность общества следовать им, транслировать, сохранять, воспроизводить;

способность творить новое, реализуя творческий потенциал соз­нания;

система представлений и образов, характеризующих культур­ную традицию жизни общества;

образ жизни;

культура чувств, культура мышления, культура самопроявления;

понятие о человеке, человеческой личности, ее цельности и цен­ности;

определенный уровень развития, воспитания.

Другой уровень понимания бытия культуры – аксиологический, т. е. уровень ценностей. Ценность – то, что «прибавляется», «примыс­ливается» к материальному бытию предмета, сообщая ему значение и смысл. В онтологическом смысле можно причислить к культуре все, что создано человеком, создано искусственно. В аксиологическом же смысле все это созданное мы оцениваем через человека, через ценно­стное, человечески общезначимое содержание. Так называемая ма­шинная культура онтологически может входить в состав культурно

16


произведенного; однако только традиционная преемственность и цен­ностный характер содержания объекта определяют его принадлеж­ность к собственно культуре (как человеческому феномену).

Мы обнаруживаем в бытии культуры также необходимые для ее понимания психологический и деятельностный аспекты. При этом деятельность понимается достаточно широко: это не только предмет­но-материальная деятельность, но и разные виды идеально- предмет­ной деятельности, каковыми, например, являются деятельность созна­ния, производящего теории или программы, творческое мышление, процесс образного моделирования и т. п. Совокупность разных форм внешней и внутренней деятельности сознания человека определяет то, что мы называем профессионализмом, подготовленностью, компе­тентностью. Это также проявления культуры, обусловленные стрем­лением к совершенству, подразумевающему соответствующее воспи­тание и образование, умение соблюдать преемственность культурной деятельности и культурных норм.

Таким образом, культура опредмечивает сознание, запечатлева­ет его деятельность, организует его деятельность, организует мир на новых, человеческих основаниях. В этом смысле вся культура как оп­ределенная система норм и как организация есть противостояние хао­су.

Ареной борьбы между хаосом как мировым беспорядком и по­
рядком культуры становится человеческая душа. Осуществляя став­
ший позднее столь распространенным у многих исследователей прием
синтеза естественно-научного и философского подходов,

П.А.Флоренский выстраивает два ряда понятий, противостоящих друг другу: с одной стороны, это энтропия – хаос – грех, с другой – эктро-пия – культура – гармония. Таким образом, Флоренский показывает, что культура не только противостоит хаосу, но и образует общий ряд с антиэнтропией (как стремление к порядку) и гармонией, которая про­тивоположна частичности, фрагментарности, односторонности, вы­ступающим следствием разлада и распада духовной жизни, т. е. греха. Флоренский вводит в понимание культуры религиозный ориентир и тем самым показывает методологическое единство понимания культу­ры в многообразии проявления в ней всех сторон человеческой души и самой жизни человека, которая объединяет научное, художественное, религиозное и философское видение мира.

17


1.5 Культурная идентификация

Удачную типологию человеческих потребностей дал американ­ский философ Э. Фромм. Первой он называет потребность в общении, в межиндивидуальных узах. Изолированный, искусственно выбро­шенный из общества человек теряет социальные навыки, утрачивает культурные стандарты. Без массовой информации вряд ли может в полной мере реализоваться вторая потребность человека, описанная Фроммом, - потребность в творчестве.