Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 30 из 46)

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появле­ние течений, не имевших собственной стилистической формы и не ис­пытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим куль­турологическим течением был прежде всего сентиментализм, отра­зивший в полной мере просветительские представления об из­начальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его от­далением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентимен­тализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естествен-

131


ный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с при­родными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей вели­кие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просве­щения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль — Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за ре­альной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять глав­ное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настрое­ния» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является воз­росшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у це­нителей произведений искусства. Личное, индивидуальное вос­приятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются ин­тереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных поло­тен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное по­нимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное во­площение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре — при планировке и оформ­лении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, шир­мах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы

132


на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему ком­наты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространст­ва», создаваемой архитекторами и художниками, умело использую­щими для этого различные художественные средства: орнамент, зерка­ла, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощу­щений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханже­ской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие требования предъ­являлись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отража­ет это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, по-вествовательности и литературности объясняет его сближение с теат­ром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бо­марше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из са­мых ярких страниц в истории мировой драматургии.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, напол­няя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не про­сто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр – обличать и развлекать, то му­зыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глуби-

133


ной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь приклад­ным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столе­тия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Герма­нии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культу­ры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Мо­царта.

Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приклю­чениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.

Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало из­дание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатое Д. Дидро (1713-1784) и Д'Аламбером. В «Энциклопедии» сис­тематизированы важнейшие научные достижения человечества и ут­верждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее про­грессивные взгляды того времени.

В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его слож­ность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и про­заик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произ­ведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.

Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отра­зились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого со­словного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зави­симости от его социальной принадлежности, системы ценностей, кото­рая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Куль-134


турное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

10.4 Культура России XVII – XVIII веков

XVII – переходный период российской истории от эпохи Сред­невековья к Новому времени. Современники называли его «бунташ-ным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри са­мой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность.

Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения, освобождения от церковного влияния. Рождаются новые жанры в литературе, ведущим изобрази­тельным стилем эпохи является барокко. В литературе его утверждают Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. Зримо про­является личностное начало в творческой деятельности людей, почти неизвестное Средневековью. Выразительные средства всех видов ис­кусств берут отныне истоки в самой жизни, литературный язык мак­симально сближается с разговорной речью.

Уровень грамотности в XVIII веке значительно вырос и в раз­личных слоях составлял: среди помещиков – 65 %, купцов – 96 %, кре­стьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, част­ные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заве­дение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства чиновников государственной службы.

Под влияние Запада в XVII веке возникают первые театральные постановки. В 1672 г. был организован придворный театр. В нем игра­ли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. В 1675 г. на сцене русского театра впервые был поставлен балет.

Культовая архитектура XVII в. перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живопис­ной. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчество.